Сейчас все внимание западного мира направлено на развитие "крымского кризиса". 4 марта 2014 года германский информационный ресурс Spiegel-online опубликовал статью внешнеполитических экспертов Филиппа Уитрока и Грегора Петера Шмитца под названием "Кризис в Крыму: все взгляды направлены на Меркель".(1) Ее содержание внушает известный оптимизм. Из-за важности означенного материала мы даем его полностью в переводе на русский.

* * *

Кризис в Крыму: все взгляды направлены на Меркель

Мир все чаще поглядывает на канцлера Германии Ангелу Меркель с целью обсудить пути выхода из кризиса в Крыму.

В то время, как конфликт с Россией из-за Крыма усиливается, Германия играет центральную роль в связях с президентом России Владимиром Путиным. Но международное сообщество сомневается, что канцлер Ангела Меркель может осуществить это дело.

Германия только недавно объявила об окончании у себя эпохи сдержанности во внешней политике. И президент Германии Йоахим Гаук, и министр обороны Урсула фон дер Лайен из среды христианских демократов, и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер из социал-демократов - все утверждали, что пришло время для Германии, чтобы играть большую роль в мире.

Штайнмайер не мог ожидать, что ему придется столь быстро заняться "агрессивной внешней политикой". Но резкая эскалация в Крыму нуждается в быстрых ответах, и эта проблема оказалась в центре внимания правительства канцлера Ангелы Меркель в Берлине.

"Европа, без сомнения, испытывает наиболее серьезный кризис со времен падения Берлинской стены", - сказал Штайнмайер в понедельник и продолжил: "Двадцать пять лет после окончания конфликта между блоками есть новая реальная опасность, что Европа разделится еще раз".

Отчасти в результате ключевой роли Штайнмайера в Киеве в феврале, когда он вместе со своим французским и польским коллегами помог наладить в последнюю минуту соглашение о предотвращении кровопролития в Киеве, а также из-за традиционной роли Германии, как посредника в делах с Россией, многие теперь смотрят на Меркель как на потенциально важного посредника в делах с президентом России Владимиром Путиным.

Это гигантский вызов. И это касается не только европейцев, которые смотрят на Берлин с надеждой. США также надеются, что Германия будет действовать в соответствии с новым намерением оказывать влияние. Согласно заключению Фионы Хилл из Института Брукингса (Brookings Institution), в настоящее время напряженные отношения Вашингтона с Россией означают, что США не могут многого сделать, и поэтому Германия должна играть более важную роль.

Меркель вовлечена в дипломатию

Связи между Берлином и Москвой являются конструктивными традиционно, даже если Путин и Меркель имеют трудные личные отношения. Тем не менее, два лидера продолжают беседу. Канцлер звонила Путину несколько раз в последние дни, чтобы высказать свое мнение о том, что "вмешательство России в Крыму недопустимо" и является нарушением международного права. Параллельно она также попыталась открыть канал связи между Москвой и Киевом. Путин заявил, что готов говорить о формировании "контактной группы" и "миссии фактов" для определения ситуации на местах.

Подобно Меркель, ее министр иностранных дел также тратит почти все свое время, занимаясь кризисной дипломатией, в том числе, во время встречи в понедельник вечером за ужином с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Женеве. За свою деятельность Штайнмайер получил очень высокую оценку, особенно за его роль в выработке мирного плана в то время, когда люди умирали на площади Независимости в Киеве.

Но революционная динамика свергла украинского президента Виктора Януковича почти сразу после того, как Штайнмайер сел на самолет, улетевший в Берлин. Западу было почти наверняка известно, что может произойти такая случайность. Но Москва, не совсем несправедливо, обвинила Штайнмайера и других, что они не оказали давления на оппозицию в Киеве с тем, чтобы она придерживалась со своей стороны соглашения. В результате Штайнмайер теперь имеет еще больше ответственности: если насилие разразится в Крыму, его усилия в Киеве будут приведены в негодность.

Международные сомнения

В США в настоящее время есть сомнения, что Германия может выполнять свою плановую роль. В минувшее воскресенье эксперт по вопросам безопасности CNN написал в Twitter, что немецкое молчание относительно отмены заседания июньского саммита G8 в Сочи было "оглушительным". США, Великобритания, Франция и Канада отметились первыми. Германия присоединилась позже, чтобы создать впечатление единства. Бывший высокопоставленный американский дипломат в Вашингтоне заявил в воскресенье: "ЕС дисфункционален, но Берлин является реальной проблемой". И этому не поможет то, что Меркель является решающим лидером.

В Берлине устали от подобных обвинений и в значительной степени считают их банальными. Конечно, европейский кризис труден для дипломатии, утверждают они, когда такая гигантская страна, как Россия создает ситуацию на местах в Крыму. Но в то время, как Украина находится от США на другой стороне мира, полет из Франкфурта в Симферополь занимает всего три часа.

А тут еще зависимость Европы от российского природного газа. Германия получает 35% своего импорта природного газа из России и такую же долю нефти. Европейцам следует хорошо посовещаться, утверждает лагерь Меркель, прежде чем раздувать пламя риторикой времен холодной войны.

Соединенные Штаты, конечно, продвинулись вперед, предприняв шаги в понедельник для того, чтобы ввести санкции в отношении высокопоставленных российских чиновников и для приостановления военных связей между странами.

Нежелание европейцев

Европейские лидеры были более осторожны. Голландские дипломаты заявили, что они не будут применять санкции. И премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что он не будет оказывать свою поддержку мерам ограничения в торговле или ограничению потока российских денег в Великобританию. И канцлер, в первую очередь, тянет время, надеясь, что эмоции остынут. Она считает, что Путин будет пылко реагировать на меры наказания. Вот почему она выступает против санкций или исключения России из G-8.

The New York Times сообщил в понедельник, что Меркель в действительности думает о президенте РФ. В статье утверждалось, что Меркель сказала Бараку Обаме по телефону, что она не уверена, имеет ли Путин "контакт с реальностью". Берлин официально не подтвердил цитату, выразив мысль в более дипломатических терминах: что Путин и Запад имеют "очень различное восприятие" событий в Крыму.

Американцы, конечно, предпочли бы, чтобы она выразилась немного в более решительных выражениях. И мир наблюдает за Меркель, что она, в конечном счете, предпримет.

(1) Wittrock Philipp, Schmitz Gregor Peter. Crimean Crisis: All Eyes on Merkel // http://www.spiegel.de/international/world/angela-merkel-plays-central-role-in-russia-diplomacy-over-crimea-a-956834.html