Повышение уровня локализации производства в автомобильной промышленности будет актуально при колебаниях курса рубля, которые наблюдаются с начала 2014 года. Высокий уровень локализации и большая доля наиболее сложных компонентов позволит цене на автомобиль не расти за счет ослабления местной валюты. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 4 марта, заявил директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, говоря о ситуации на авторынке Петербурга и в целом России.

По мнению эксперта, уровень локализации на заводах в 60% поможет меньше зависеть от стоимости комплектующих, поставляемых из-за рубежа. Однако остается вопрос, как достичь такого уровня. Ведь можно локализовать компоненты 2-го и 3-го уровней, доля которых в себестоимости автомобилей уступает наиболее сложным деталям 1-го уровня.

У локализации производства, по словам эксперта, есть еще один плюс — новые заводы, а в случае местных производителей можно говорить о новой культуре производства, которой требуют автомобильные предприятия, закупающие комплектующие.

Рассуждая о состоянии автомобильного рынка в Петербурге, Михаил Чаплыгин рассказал, что статистика последних пяти лет (за исключением кризисного 2009 года) показывает, что продажи автомобилей в городе колеблются в пределах 200−220 тысяч в год. В нынешнем году рост или падение рынка возможны в пределах 5%, предпосылок для взрывного увеличения реализации машин нет.

Положительно на рынок может повлиять государственная программа льготного автокредитования, планы по возобновлению которой могут стать реальностью уже весной. Что касается производства, то оно, по словам эксперта, зависит от ситуации на рынке.

«Инициативы поддержки автопрома — это программы по стимулированию спроса, например, то же льготное кредитование. Но сейчас заводам во многом приходится самостоятельно решать свои производственные задачи», — заявил Михаил Чаплыгин.

Многие предприятия при падении рынка реагируют временными остановками конвейера. Напротив, когда продажи растут, происходит увеличение количества смен на заводах, появляются планы по расширению и другие меры, направленные на удовлетворение спроса.

Отдельно можно рассмотреть экспортный потенциал автомобильных предприятий, но он зависит от политики тех глобальных концернов, которые владеют заводами. Если они ориентированы исключительно на российский рынок, то и производство может быть подвержено серьезным колебаниям. В случае экспорта продукции в другие страны, всегда есть возможность для маневра при неблагоприятной ситуации на внутреннем рынке.

Показателен в этом отношении пример петербургского Hyundai: 10% его продукции приходится на страны ближнего зарубежья, а сам завод два года подряд достигает полной загрузки своих производственных мощностей. В качестве обратного примера Михаил Чаплыгин привел General Motors, выпускающий две массовые модели только для России, — падение производства на 15% в прошлом году и решение о нескольких временных остановках уже в 2014-м.

Тем не менее, согласно официальной статистике, General Motors в Петербурге продолжает проводить мероприятия по расширению производства. Объем инвестиций в это составит $300 млн, что позволит петербургскому заводу компании выпускать к 2015 году до 230 тысяч автомобилей в год.

По информации комитета по экономической политике Петербурга, в секторе автомобильной промышленности продолжается реализация ряда крупных инвестиционных проектов.

В планах руководства завода компании Nissan в Санкт-Петербурге увеличение к 2015 году до 100 тысяч автомобилей в год, а также расширение спектра выпускаемых моделей. Дополнительный объем инвестиций составит около €170 млн. В 2014 году компания Toyota в Санкт-Петербурге планирует запустить цех по штамповке кузовных и пластиковых деталей. Инвестиции в проект расширения завода составят около 2,7 млрд рублей.

Объем производства легковых автомобилей в 2013 году сохранился практически на уровне 2012-го. В 2013-м в Санкт-Петербурге выпускался каждый пятый легковой автомобиль российской сборки. Всего в минувшем году в городе произведено 392,9 тысячи легковых автомобилей — 101% к 2012-му.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в январе 2014-го в России сократилось производство легковых и грузовых автомобилей: на 14% в январе, по сравнению с прошлым годом, снизился выпуск легковых автомобилей и почти на 59% — грузовых. По сравнению с декабрем 2013-го, в январе выпущено на 26% меньше легковых и на 85% — грузовых автомобилей.