Александр Крылов: Украинский кризис не помешает России сохранить баланс в Закавказье
Москва, 4 марта, 2014, 18:16 — ИА Регнум. Попытки привязать уже имевшие место и будущие примеры признания новых государств к проблеме Карабаха не только сложны, но и невозможны в принципе. Об этом 4 марта корреспонденту ИА REGNUM заявил президент Научного общества кавказоведов
"В Армении часто проводят параллели между различными внешними конфликтами и карабахским противостоянием. Это было в случаях с Косово, Абхазией, Южной Осетией и даже Южным Суданом. К перечисленным примерам отделения и признания независимости новых государств можно добавить признание мирного раздела Чехословакии, возможное в скором времени отделение Каталонии и Шотландии, у которых могут возникнуть свои проблемы с признанием и обретением собственного места на мировой арене. Попытки как-то привязать все это к карабахской проблеме не могут быть плодотворными. Страны, которые признают или не признают те или иные государства, делают это, исходя из собственных национальных интересов. Никто из мировых игроков в реальной политике не будет следовать логике: "если мы признали Косово, Абхазию и проч., то мы обязательно должны признать Карабах и все остальные ныне непризнанные государства". Кстати, именно к таким государствам относится Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), и ее пример куда более интересен в карабахском контексте, чем все остальные. Например: Турция официально признала независимость ТРСК - значит она должна признать НКР? Очевидный абсурд", - заметил Крылов.
Эксперт напомнил, что позиция Турции известна: она прямо противоположная, потому что ее политика строится вовсе не на абстрактных принципах и идеях. "Турция исходит из собственных национальных интересов: ради них одних "сепаратистов" поддерживают, а против других воюют. Понимание национальных интересов может меняться с течением времени, со сменой лидеров и правительств, но вряд ли можно ожидать, что Анкара откажется от признания ТРСК из-за своего принципиального непризнания Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Или наоборот, признает НКР, так как она признает ТРСК. Пример Турецкой республики Северного Кипра показателен и в том плане, что Турция была единственным государством, которое в 1983 году признало ТРСК", - подчеркнул он.
Александр Крылов подчеркнул, что такими подходами грешат не только "другие" страны, но и сама Армения, до сих пор не признавшая независимость Нагорного Карабаха. "Мы много раз обсуждали с разными армянскими экспертами вопрос: почему сама Армения не признает НКР, а вместо этого ожидает, что это сделает кто-то другой? Я не помню, чтобы хоть раз прозвучал четкий и ясный ответ на этот вопрос. Если все дело в том, что это осложнит международное положение Армении, то почему на это должен идти кто-то другой? Часто говорится, что Россия не дает решить карабахскую проблему, так как таким образом она стремится сохранить свое влияние в регионе. Понятно, что очень многие хотят представить виновником всех мировых бед Россию. Но если не следовать пропагандистским штампам, а исходить из реальности: смогла бы Россия помешать Армении и Азербайджану мирно решить проблему с помощью США и ЕС при предоставлении ими гарантий выполнения достигнутого компромисса, безопасности и т.п.? Если бы такое согласие было достигнуто - очевидно, что нет. Дело за малым: чтобы Армения и Азербайджан договорились между собой, однако такой перспективы в обозримом историческом будущем как-то не просматривается. В ситуации же нерешенного конфликта и таким непростым для Армении соседом, как Турция, куда предпочтительнее иметь твердые гарантии безопасности от дружественной России или в рамках договора о коллективной безопасности, чем таких гарантий не иметь. Но ожидать, что в условиях нынешних проблем в отношениях с США и ЕС российская позиция по карабахской проблеме может принципиально измениться нет оснований. Российская политика вряд ли станет "более армянской", чем политика самой Армении", - поделился размышлениями президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Крылов также прокомментировал версию о том, что пока Россия занята Украиной, для Азербайджана открывается окно возможностей по части Карабаха, и в Баку могут решить, что при условии военной операции на Украине России будет не до Закавказья, а речи о войне на два фронта и вовсе быть не может. "Вряд ли тут стоит говорить о потенциальном "втором фронте" для России, даже с учетом членства Азербайджана в блоке