Сергей Шакарянц: удастся ли Западу создать в Армении подобие "евромайдана"?
В Армении давно уже стихли принципиальные "споры о Союзах", и 1 марта сего года на пресс-конференции замминистра иностранных дел Армении
Казалось бы, нет особой необходимости вновь возвращаться к обсуждениям, что нужно, а что не нужно Армении. И самое время, например, обдумывать механизмы по привлечению к торгово-экономической деятельности во взаимодействии с Таможенным союзом и Нагорно-Карабахской Республики, поскольку ещё в прошлом году со стороны стран-членов ТС шли сигналы о том, что именно сама Армения определит свои таможенные границы. Ну а Нагорный Карабах, волей-неволей, составляет единое таможенное пространство с Арменией, и поэтому данный вопрос, учитывая сложность и длительность процесса урегулирования конфликта, не может не беспокоить армянскую общественность. В конце концов, именно то, что
В конце концов, в Армении и сегодня есть силы и отдельные политические деятели, которые вообще выступают против членства страны в каком бы то ни было Союзе. И обоснование у данной точки зрения не менее существенно (пусть и с прицелом на неопределённое будущее), чем у сторонников того или иного Союза. Например, участие в той или иной форме интеграции и с ЕС, и с ТС волей-неволей заставит власти Армении конкретизировать внешние и таможенные границы страны. Произойдёт их некая фиксация, в том числе и с подтверждением на уровне многосторонних международных документов. И тогда теоретически не исключена вероятность, что в момент освобождения тех или иных армянских территорий Еревану всё-таки придётся согласовывать со своими партнёрами по тому или иному Союзу процесс и этапы реинтеграции своих территорий. То есть, процент суверенности решений Армении по воссоединению своих земель будет в какой-то мере зависеть и от третьих сторон, что, безусловно, нежелательно.
Однако трагические события на Украине всё-таки заставляют ещё раз внимательней осмотреться и продумать - что и к чему. Беспристрастные наблюдатели воочию видели, что Запад инициировал наглые выступления проевросоюзной оппозиции в Киеве именно после того, как украинские власти отказались от первоначального стремления подписать с ЕС Соглашение об Ассоциации. Всё остальное - уже последствия явного подзуживания фашистских антироссийских сил, и сейчас данная трагедия с элементом именно подобной парадигмы в самом разгаре, чему свидетельство и неоднозначная ситуация в Крымской Автономии.
С весной и в Армении традиционно наступает период активизации своей внутриполитической оппозиции. Так, 1 марта на митинге оппозиционного парламентского движения "Армянский национальный конгресс" (АНК), приуроченный годовщине событий 1 марта 2008 г., уже прозвучало, что не исключено, что четыре так называемые "некоалиционные", а фактически оппозиционные силы парламента, объединившиеся под общей инициацией вотума недоверия правительству, не ограничатся этим и "также поставят вопрос об импичменте
Евросоюз и без ассоциаций с Арменией и Украиной дышит на ладан, а в Венгрии дошли до того, что уже вышвыривают флаги ЕС из венгерского парламента - таков кредит доверия самих европейцев к этой интеграционной структуре. В Исландии же даже без проведения общенационального референдума приняли решение об откладывании дальнейшей интеграции с ЕС. Почему в таких условиях неймётся украинским и армянским сторонникам "западизации" своих стран? Самый логичный ответ на этот вопрос - им просто оплачивается их тупое подчинение иностранным инструкциям. Но, видимо, на кону также и вопрос - продолжатся ли финансовые подпитки этих кругов с Запада? И вот мир становится свидетелем того, что видит - "реформистские революции", но почему-то с антироссийским душком. Заказ очевиден - раз Россия предложила некую альтернативу ЕС, то и "бить" надо, прямо или косвенно, именно по России. При этом участникам процессов карнавализации политической жизни совершенно безразлично, что будет с примерно 90% населения своих стран, как эти обездоленные массы будут жить и выживать.
Вот почему опять следует всё анализировать. В конце концов, ТС - это не конец, предусматриваются и иные, более высокие ступени интеграции. А вот ЕС - это точно конец. Более высокой формы интеграции Запад не предложит - он и не в состоянии. После вступления Армении в Таможенный союз, а затем и в
От вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, по оценкам авторов доклада ЕАБР под руководством А.Тавадяна, республика получит ряд преимуществ, которые не смогут обеспечить страны Европейского союза, такие как:
- Существенный рост ВВП (2-4%), гарантирующий повышение уровня жизни и индексацию заработной платы с учетом инфляции.
- Свободный доступ на крупный и защищенный рынок ЕЭП;
- Приток инвестиций, направленных на развития экспорта (с 1988 года по настоящее время Россия инвестировала в 2 раза больше, чем страны Европы);
- Разрешение транспортной изоляции. Строительство автомобильного коридора "Север-Юг", железной дороги Иран-Армения, открытие железной дороги Армения-Грузия-Россия, что создаст крупный коммуникационный узел регионального и международного значения, организует транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго- Восточной Азии;
- Преодоление энергетических проблем (Строительство новых гидроэлектростанций, ветряных ферм, энергоблоков на ААЭС и Разданской ТЭС), что положительно отразится на конечном получателе, а доходы от экспорта электричества в третьи страны обеспечат наполняемость бюджета страны.
Армянские предприниматели смогут расширять свои бизнес-проекты на территории стран-участниц ТС, а свободное передвижение капитала избавит их от сложных финансовых процедур и поможет работать в правовом поле, не опасаясь негативных последствий. Необходимо подчеркнуть, что все крупные российские инвесторы (ЗАО "ЮКЖД", ЗАО "ИНТЕР РАО", ЗАО "
С учётом того, что ЕС не оставляет попыток склонить Армению к участию в программах "Восточное партнёрство" и "Европейский (дополнительный) пакет", который и призван для того, чтобы нивелировать негативные последствия неудачного развития "Восточного партнёрства", необходимо отметить, что эти программы разработаны для выхода стран Европы из финансово-экономического кризиса и в целях освоения рынков третьих стран. Кроме бренда "Европа", ощутимых плюсов для экономики Армения не получит. Вместе с тем страна может столкнуться с негативными последствиями:
- Рост цен на энергоресурсы, что отразится на экономическом росте (ЕС никак это не компенсирует - чему свидетельство как раз Украина), а также увеличение цен на товары стратегического назначения (продукция такого рода из ЕС поступать не будет). Возможен рост пошлин и нетарифных ограничений на экспорт продукции из Армении в ТС, вызванный проводимой экономической политикой ЕС;
- Существенное снижение объема трудовой миграции (в настоящее время 85% трансфертов от физических лиц в Армению поступает из России);
- Снижение объёма инвестиций из ТС в Армению, поскольку, в первую очередь, они будут направляться в страны Евразийского союза. Из ЕС, вероятно, будут поступать только портфельные кредиты. Прямые инвестиции не предусматриваются. Экономический эффект от таких кредитов невысок;
- Евросоюз заинтересован в получении руды цветных металлов из Армении и идёт на снятие ограничений на данную продукцию, однако рост доходов только от добычи металлов не обеспечит интенсивный рост и техническое перевооружение страны.
- С точки зрения стратегического развития и укрепления экономической безопасности, Армения в рамках Ассоциации с ЕС не сможет компенсировать рост экономики республики от интеграции в Евразийский экономический союз.
В военно-политической и военно-технической сферах вступление Армении в Таможенный и Евразийский союзы позволит армянской стороне повысить уровень военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией, Белоруссией и Казахстаном как в рамках
Таким образом, членство в Таможенном и Евразийском союзах обеспечит Армении импульс для социально-экономического развития страны и усилит безопасность Армении от внешних военных и экономических угроз.
Внешние силы в лице ЕС и США активизировали деятельность по нейтрализации процесса евразийской интеграции Армении, так как в будущем в том или ином формате к евразийскому экономическому пространству могут подключиться Турция, Азербайджан, Грузия и другие страны СНГ. В этом случае могут быть созданы условия для нормализации армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений под эгидой Евразийского союза, что вызывает у Вашингтона и Брюсселя серьёзное беспокойство. Хотя, безусловно, для этого должны быть прекращены кое-какие процессы, в которые вовлечены те же Турция, Грузия и Азербайджан, которые носят либо ярко выраженный, либо завуалированный антироссийский и антиармянский характер. Нам представляется, что данная оговорка - не просто дань времени и ситуативному прогнозированию, а носит долговременную стратегическую перспективу.
Евросоюз пытается не допустить процесс вступления Армении и других стран СНГ в Таможенный союз. Для этого Брюссель внёс изменения в программу "Восточное партнёрство" (как уже указывалось выше, так называемый "Европейский пакет") и предложил, в том числе Армении, модифицированный вариант Договора об ассоциативном членстве. Чтобы мотивировать руководство Армении на участие в новой программе, Брюссель при поддержке Вашингтона может усилить давление по дипломатическим каналам и с помощью инициирования акций протеста оппозиционных сил.
Решение о вступлении Армении в Таможенный союз поддерживается подавляющим большинством населения страны, исключение составляют представители и сторонники проамериканских оппозиционных сил Армении (партии "Наследие", "Свободные демократы", "Национальное самоопределение", с оговорками АНК - потому что, например, даже лидер АНК экс-президент