"Большая турецкая игра" разрешится 30 марта - эксперт
Армения, 28 февраля, 2014, 00:01 — ИА Регнум. Против премьер-министра Турции
Тем не менее, уверен Сафрастян, пока что рано списывать Эрдогана со счетов и говорить о закате его карьеры. "У премьер-министра Турции, скажем так, серьезные, очень серьезные проблемы. Но нужно посмотреть, как будет развиваться скандал. Есть все предпосылки считать, что публикация записей - не последний удар по
Эксперт перечислил ряд факторов, благодаря которым Эрдоган сегодня оказался в самом настоящем политическом капкане. "Первый из них - авторитаризм. С течением лет Эрдоган на должности главы правительства все больше склонялся к авторитаризму. Он принимал решения, даже не советуясь со своими соратниками, не говоря уже о ком-то еще. Этот стиль, его жесткие речевые выражения, выступления не воспринимаются образованными, прогрессивными массами, в этих кругах росло недовольство премьером. Его жесткость во всей красе проявилась во время летних беспорядков 2013 года, спровоцированных решением о вырубке деревьев в стамбульском парке Гези - несоразмерная сила, отказ принести извинения и пр.", - поделился размышлениями собеседник.
Второй фактор, по мнению Сафрастяна, упирается в имидж руководимой Эрдоганом правящей Партии справедливости и развития (AKP), который за последние годы покрылся пятнами. "В 2001 году эта политическая сила только появилась на свет, в 2002-м уже выиграла парламентские выборы, на которые шла под лозунгами "чистоты". Это были в основном новые люди, не замешанные в скандалах, которые не были причастны к существующему в Турции коррупционному миру. Но с тех пор, как AKP пришла к власти, по очереди стали всплывать факты, показывающие, что руководство партии отнюдь не свято, а коррупция им не чужда. Все чаще стали звучать обвинения во взяточничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и так далее. В последние годы звучали обвинения в том числе в адрес Эрдогана, что в целом "подмочило" репутацию Партии справедливости и развития в глазах населения", - подчеркнул Сафрастян.
К перечисленному, как отметил тюрколог, добавился конфликт Эрдогана с влиятельным турецким общественно-религиозным деятелем, основателем движения "Хизмет"
Одновременно Сафрастян убежден, что при анализе проблемной ситуации, в которой оказался Эрдоган, нельзя ограничиваться внутренними факторами и упускать из виду внешние. "Ни для кого не секрет, что у Турции проблемы на внешнеполитическом фронте. Например, при Эрдогане резко обострились отношения Анкары с Каиром, когда в Египте сменилась власть, и "Братья-мусульмане" ушли. Турцию не особо почитают в арабском мире. Кроме того, региональной политикой Турции весьма недовольны США, где, кстати, проживает Фетулла Гюлен. Американцы хотели бы видеть более предсказуемого и контролируемого союзника в регионе, нежели нынешняя Турция, ведомая своим амбициозным и достаточно самостоятельным для внешнего мира премьером", - уверен Сафрастян.
В целом, по оценке эксперта, против Эрдогана ведется травля. "Думается, утечка по разговорам - не последний удар. Мной еще несколько лет назад прорабатывалась возможность подобного сценария развития событий, инициированного внешними силами на фоне внутреннего недовольства. Нельзя утверждать со стопроцентной вероятностью, но похоже, что мы становимся свидетелями его реализации. Эрдоган - сильный лидер, харизматичный и амбициозный, а США нужен более мягкий и податливый. Сегодня идеальным результатом для них будет ситуация, при которой Партия справедливости и развития продолжит управлять страной, но уже без действующего премьера Эрдогана", - предположил тюрколог.
Свои вероятностные оценки Сафрастян аргументирует тем обстоятельством, что AKP, несмотря на очевидные имиджевые потери, все же имеет реальный вес в турецком обществе. "Правящая партия Турции во многом опирается на фигуру премьера, этого нельзя отрицать. Но и своя политическая ниша у нее есть, и немалая. На каждых выборах от раза к разу ее электоральная поддержка росла. Своим приходом на арену AKP отразила видение государственного устройства, носителем которого является происламская часть населения Турции. Это некий умеренный исламизм - промежуточное звено между полностью светским исламом и тем, что традиционно принято называть исламизмом. Запрос на такую идеологию в турецком обществе существует, это факт. Кроме того, Фетулла Гюлен, который выступил в роли оппонента Эрдогана и интересы которого, если описанный сценарий верен, совпали с интересами американцев, сам является исламистом. Если AKP не удержится у власти, то единственной реальной альтернативой окажутся кемалисты из Народно-республиканской партии (CHP), то есть поборники светского государства. Это никак не может вписываться в планы Гюлена", - отметил директор Института востоковедения
Сафрастян справедливо напомнил, что идеологические позиции Партии Справедливости и развития были подкреплены очевидными успехами в экономике. "Несколько лет подряд турецкая экономика демонстрировала очень высокие темпы развития. Получился некий мини-бум, и весь мир заговорил о турецком экономическом чуде. Благосостояние людей росло, они были довольны и счастливы. Другое дело, что итоги прошлого года показали, что турецкая экономика вошла в фазу стагнации, лира стала стремительно слабеть, и это негативно сказалось на авторитете AKP", - заявил Рубен Сафрастян, выразив, тем не менее уверенность, что если представить Эрдогана ушедшим из политики, его партия за день не "сдуется".
На вопрос о том, исключает ли он вариант с массовыми протестами по всей Турции, которые перерастут в неуправляемый процесс и в итоге приведут к свержению всей правящей верхушки Турции, Рубен Сафрастян ответил отрицательно. "Исключать этого нельзя, в теории такое может произойти. С одной стороны, люди массово выходят на улицы в том случае, когда недовольны социально-экономическими условиями. В Турции пока об этом говорить рано. С другой стороны, если продолжатся разоблачения турецких верховных функционеров, если Фетулла Гюлен мобилизует своих сторонников на открытую конфронтацию с правящим режимом, если - и это здесь играет ключевую роль - к этому делу приобщатся курды, то такой сценарий вполне возможен. Вспомним, что делали курды во время летних волнений в Турецкой Республике? Ничего, в основном они не присоединились к ним, остались в стороне. То же самое можно сказать об оппозиционных силах - волнения в целом носили аполитичный, гражданский характер. На этот раз все может быть по-другому, и если начнутся протесты с участием этих трех условных сил (гюленовцы, курды, оппозиция - прим. ред.) тогда в Турции начнется серьезнейший внутриполитический кризис".
Резюмируя, Рубен Сафрастян отметил, что сейчас мы становимся свидетелями "Большой турецкой игры", промежуточные итоги которой будут подведены 30 марта, когда пройдут выборы в органы местного самоуправления. От их результатов, по мнению тюрколога, будет зависеть дальнейшая судьба не только Эрдогана, но и правящей партии Справедливости и развития. Ведь если она покажет слабину, это может послужить дополнительным стимулом для противников правящего режима и побудить их "объявить войну здесь и сейчас".