Музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге наполнили "звуки времени"
Санкт-Петербург, 25 февраля, 2014, 11:48 — ИА Регнум. В
В коммунальном коридоре теперь можно увидеть "выгородку" - здесь была "комната"
В комнатах появилась подсветка, чтобы акцентировать внимание посетителей на том или ином музейном предмете. Но главное, что появилось в мемориальной экспозиции - "звуковое наследие". В музее каждая комната несет в себе не только бытовую функцию - здесь столовая, тут кабинет, здесь кухня и т.д., но и дает представление об определенном временном отрезке жизни этой квартиры, этих разных людей - ее жильцов.
Как напоминает директор музея
Именно так можно передать ощущение четырех десятилетий жизни квартиры, ее обитателей и гостей, истории города и страны. Чтобы это ощущение стало более глубоким, музейщики и решили включить в экспозицию звуки дома, музыку, голоса. Причем посетитель сам выбирает, слушать ли ему "звуковое наследие" или ограничиться только экскурсией.
В кабинете Пунина можно услышать отдаленный бой часов - больших, напольных, их нет в кабинете, но такие часы были дома у Пунина и у Ахматовой в детстве и юности. В столовой можно услышать тоже дальним фоном, как играет патефон - тот самый звук пластинок тридцатых годов. Лидия Чуковская вспоминала, как она приходила к Ахматовой, а за стенкой
Здесь в столовой можно присесть за тот самый стол под абажуром, перелистать альбом с фотографиями, услышать голос самой Ахматовой - она читает стихи, здесь же можно вслушаться и в другие голоса - младших современников поэта.
Несколько лет музей осуществлял проект, который также назван ахматовской строкой - "Голос ваш". Это встречи и беседы с пожилыми людьми. "Они стали вспоминать свою жизнь, мы эти воспоминания на четыре потока разделили - коммунальная квартира - как это было, празднование
В комнате Ахматовой можно услышать разные звуки - где-то фоном радио сообщает о выявленных врагах народа, звонит звонок, ухают дальние разрывы. И еще - звук "Чаконы" Баха. Именно ее передавали по радио в тот вечер, когда в гости к Ахматовой, сюда, в Фонтанный дом, пришел Исайя Берлин. Потом она не раз возвращалась к этому в стихах.
В "Поэме без героя":
Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек...
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый Век.
Также в музее идет работа над экспозицией Белого зала - не мемориального, а литературного. В будущем предполагается, что на семи огромных экранах - ровно таково число "Северных элегий" Ахматовой - ключевых в ее творчестве, - можно будет читать стихи, погружаться в мир поэта, размышлять, что такое поэт в России.