Эксперт: Киргизия представляет некоторую опасность для экономических интересов Казахстана
"Приоритетность для Казахстана остальных стран ЦА я бы увязал с их потенциалом в экономической и политической сферах. При таком подходе, места распределятся следующим образом: Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан". Об этом, комментируя некоторые нюансы взаимоотношений между государствами Средней Азии, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" заявил политолог из Казахстана
По его мнению, "как ни странно, наиболее близким, на мой взгляд, является Узбекистан. Только с Узбекистаном Казахстан может сотрудничать на равноправной основе. В то же время, очевидно и то, что именно Узбекистан составляет весомую конкуренцию Казахстану. Это касается практически всех сфер жизнедеятельности государства". "В итоге, сила и потенциал Ташкента могут способствовать как расширению сотрудничества, так и продолжению соперничества двух республик за статус регионального лидера. В этом плане наращивание взаимовыгодного сотрудничества во всех перспективных сферах возможно только при наличии политической воли руководства двух стран. Однако, как показывает время, сближение Ташкента и Астаны в краткосрочной перспективе не представляется возможным", - заметил эксперт.
"С какой из стран ЦА у Казахстана существуют наибольшие сложности? Со всеми государствами региона у Казахстана сложились довольно ровные отношения. Что касается возможных проблем, то они напрямую связаны с бездействием или низкой амплитудой деятельности различных министерств и ведомств каждой страны, в том числе самого Казахстана". "И это касается как поддержания национальной безопасности, так и экономической составляющей. Ведь не секрет, что со дня обретения суверенитета руководством Казахстана декларировались задачи, направленные на защиту своих границ в регионе. Но, как мы видим, ситуация фактически не изменилась. В этом плане "приграничный" вопрос остается первопричиной многих проблем, связанных с безопасностью Казахстана", - подчеркнул Сидоров.
"Кроме этого необходимо учитывать, так сказать, ограниченный суверенитет Казахстана. Здесь речь идет о декларируемой Астаной самодостаточности и независимости от внешнего мира, в то время как на регулярной основе Бишкек и Ташкент дают понять своему соседу, что не везде республика самостоятельна. И отключение/снижение объемов поставок газа и электричества в Казахстан со стороны Узбекистана и Кыргызстана явный тому пример". "Что касается торгово-экономической составляющей, то членство Казахстана в
Вместе с тем, "далеко не все так гладко с Кыргызстаном. Являясь, по мнению Астаны, одним из экономических аутсайдеров региона, Бишкек, тем не менее, представляет некоторую опасность для экономических интересов Казахстана. В данном случае речь идет о низких ценах в Кыргызстане на продукты питания, товары народного пользования и автомобили. Так, про цены на транспортные средства с кыргызскими номерами в Казахстане уже давно бурно идет дискуссия на предмет приобретения казахстанцами авто из соседней республики". "Сам факт членства Кыргызстана в ВТО и принятие республикой международных правил игры стал причиной появления в стране продукции хорошего качества за относительно низкие цены. В этом плане Астана настороженно относится к кажущемуся на первый взгляд слабому Бишкеку. И это правильно, так как Кыргызстан одна из республик региона, которая при расширенной возможности войти на казахстанский рынок сможет обрушить тут искусственно завышенные цены. О последствиях подобного шага можно порассуждать после", - заявил политолог.
"Какая из стран ЦА может стать центром регионального сотрудничества? Узбекистан может стать региональным хабом, способным объединить остальные страны региона в своем стремлении к расширению торгово-экономических связей, но этого пока не происходит, учитывая протекционизм узбекской политики. Права на звание регионального центра оспаривает также и Казахстан. Однако, масса нерешенных вопросов внутри страны, равно как и нежелание сесть за стол переговоров с другими странами региона, в том числе и Узбекистаном, не способствуют продвижению идеи развития регионального сотрудничества. Примечательно, что если бы власти Кыргызстана смогли бы гарантировать безопасность прибывающим в республику бизнесменам, то именно Бишкек мог бы претендовать на статус центра регионального сотрудничества". "Что делать в этой связи? Во-первых, необходимо время для переосмысления задачи по углублению и активизации торгово-экономических связей. Во-вторых, принимая во внимание ситуацию, связанную с нежеланием руководства ряда стран выработать общие правила игры, этим странам необходимо, пересмотреть свои позиции, сделав их менее жесткими и более направленными на поиск консенсуса, а не на борьбу за региональное лидерство. В-третьих, вполне вероятно, что интеграционные процессы в различных сферах возможны лишь при приходе к власти политиков новой формации, лишенных ярко выделенных "региональных амбиций" и способных договориться между собой, конечно, с учетом национальных интересов своих стран", - обобщил Олег Сидоров.
"Способны ли или неспособны некие внешние силы сыграть позитивную роль в плане развития сотрудничества между странами ЦА? Межгосударственные объединения могут стать одним из катализаторов сближения стран региона. В этом плане привлекательным является Таможенный союз, который с переменным успехом демонстрирует свою жизнеспособность. Свидетельством этого является растущий интерес к ТС как со стороны стран бывшего СССР, так и со стороны стран дальнего зарубежья. Другим моментом, способным повлиять на сближение может стать фактор риска, который подтолкнет региональные элиты к сотрудничеству", - заключил эксперт.