Второй раунд переговоров между властями Сирии и противостоящей ей оппозицией завершился на грани провала. От полного свёртывания мирного процесса в формате "Дамаск - антиасадовская коалиция" удержала лишь достигнутая в последний момент договорённость о возвращении за стол переговоров. Однако, стороны не смогли зафиксировать срок начала третьего раунда "Женевы - 2", что лишний раз свидетельствует о накале противоречий.

Согласованная к следующему раунду повестка переговоров может показаться обнадёживающей: прекращение насилия и террора в Сирии, формирование переходного правительства, создание новых органов власти, национальное примирение. Но это лишь иллюзия, не имеющая ничего общего с реальным раскладом интересов Дамаска и сирийской оппозиции. Очерёдность указанных этапов урегулирования сама по себе вызывает ожесточённые споры. Не говоря уже о практических действиях по их реализации.

Последние дни безрезультатных споров в швейцарском Монтрё укрепили экспертов во мнении об имитации переговорного процесса в формате "Женева - 2". Реальное урегулирование конфликта в Сирии может быть обеспечено лишь при вовлечении в переговорный процесс внешних сил. Но именно они демонстрируют разлад в оценках происходящего. Застрельщиком недовольства стала американская дипломатия. Причём острие такого недовольства госдепартамент норовит направить в сторону своего российского партнёра по созыву конференции "Женева -2".

В Вашингтоне вновь вернулись к излюбленной теме интерпретации поставок российских вооружений и военной техники в Сирию в качестве одного из главных препятствий на пути установления мира в арабской стране. Подобные пропагандистские наскоки не новость, но в последние месяцы западные страны заметно убавили обвинения в сторону Москвы вокруг оружейных поставок Дамаску. При первой возможности США вернулись к предыдущим упрёкам России. Госсекретарь Джон Керри посоветовал российским партнёрам "быть частью решения, а не проблемы, и не продавать столько оружия и не оказывать столько помощи, которая позволяет Асаду удваивать ставки". Фактически госдепартамент постепенно возвращается к своей предыдущей тональности в адрес России. Вспоминаются заявления небезызвестной Виктории Нуланд в марте 2012 года (занимала тогда пост официального представителя госдепартамента): "США никогда не продавали оружие в Сирию. США призывали Россию оценить разумность таких продаж, особенно после начала нынешнего кризиса и атаки на Хомс. Мы заявляем им (российской стороне) об опасности роли, которую они играют, подливая масла в огонь".

Подобные заявления выглядят особенно вопиюще на фоне продолжающихся поставок сирийской оппозиции современных средств ведения боя. США так и не решились на масштабные поставки летальной военной техники в Сирию, но окольными путями продукция военного назначения американского производства туда стабильно направляется. Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар заняты условным "реэкспортом" импортируемого из США и других стран Запада оружия в Сирию. К примеру, в дни второго раунда переговоров в формате "Женева - 2" поступили сообщения о намерении саудовцев расширить номенклатуру оружейных поставок сирийской оппозиции до более серьёзных вооружений, чем стрелковое оружие (например, переносные зенитно-ракетные комплексы). Подобные намерения являются лишь одним из элементов масштабных планов реорганизации антиасадовских сил на юге Сирии, создания здесь "южного фронта" численностью около 10 тысяч боевиков. Военная цель - внести перелом в патовую ситуацию противостояния в южных пригородах Дамаска (1).

Не отстают от крупнейшей аравийской монархии и её соседи по Персидскому заливу. Растущий поток оружия США в Саудовскую Аравию и ОАЭ одной из конечных точек своего боевого применения ныне находит в Сирии. По данным российского Центра анализа мировой торговли оружием, в структуре военного экспорта США в период 2005-2012 годов первое место занял Ближний Восток - $55,292 млрд. (37,7% от всего объёма военного экспорта США). Согласно имеющемуся портфелю заказов, в 2013-2016 годы США поставят Саудовской Аравии вооружений и военной техники на сумму около $27 млрд. против $3,112 млрд. в 2009-2012 годы и $2,108 млрд. в 2005-2008 годы (очень резкий рост, отмечают эксперты Центра).

Российская сторона резонно указывает на отсутствие международно-правового запрета поставок оружия в Сирию в целом и для продолжения военно-технического сотрудничества Москвы с Дамаском в частности. На определённом отрезке 2011-2012 годов Россия воздерживалась от поставок в Сирию вооружений и военной техники, ожидая подобной модели поведения от США, Саудовской Аравии, Турции, Катара и других спонсоров сирийской оппозиции. Но оружейная закачка региона конфликта со стороны указанных государств только нарастала.

Обращение США и их евроатлантических партнёров к обвиняющей Россию аргументации вокруг оружейных поставок в Сирию обусловлено несколькими факторами. В первую очередь внимания заслуживают попытки Запада отойти от предыдущего курса воздержанности от сценариев внешнего военного вмешательства в Сирии. Заявления президента США Барака Обамы об оставлении за собой права на военную операцию против Дамаска в случае провала переговоров пока в большей части носят декларативный вид. В то же время указывая на возможный разворот американцев в сторону пожеланий своих ближневосточных партнёров по военному вмешательству во внутрисирийский конфликт. Перед ближневосточным турне президента США в марте этого года американская администрация набирает очки в пользу поддержания имиджа глобальной военной державы, принципиально настроенной на качественные подвижки в затяжном конфликте в Сирии.

Другим фактором, оказавшим на Вашингтон подстёгивающее влияние, стал прогрессирующий дрейф ближневосточных партнёров американцев в сторону России. Здесь особенно выделяется "египетский прецедент", вызывающий в США неподдельную обеспокоенность. Общение к американскими экспертами обнажает настороженность Вашингтона к резкому дрейфу египтян в сторону сближения с Россией. Последний визит министра обороны крупнейшей арабской страны, наиболее вероятного следующего президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сисси в Москву только усугубил опасения американцев в "двойной игре" египтян.

На указанные факторы накладывается заметный разрыв между США и Ираном в понимании конечных целей процесса оздоровления отношений Запада с Исламской республикой. Своими последними шагами американцы подняли планку претензий к Тегерану до выдвижения неких предложений включить, например, вопрос ракетной программы иранцев в переговорное поле урегулирования отношений. Если во всём этом есть продуманная стратегия, а не спонтанное проявление мнения некоторых кругов в Конгрессе и во внешнеполитическом ведомстве США, то она ведёт не иначе как к очередному тупику в отношениях Ирана с Западом.

Создаётся впечатление, что взятая в процессе сирийского урегулирования пауза необходима была для более взвешенного обдумывания внешними силами модели своих дальнейших действий. Место взаимных упрёков должна занять скоординированная работа спонсоров сирийского урегулирования. Лучшим средством излечения Сирии от гражданской войны может стать формирование нового переговорного формата с участием основных региональных сил из числа внешних спонсоров Дамаска и сирийской оппозиции.

(1) Saudis Agree to Provide Syrian Rebels With Mobile Antiaircraft Missiles // "Wall Street Journal", February 14, 2014.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM