Петербургские писатели, историки и музейщики: Блокада Ленинграда - по-прежнему неизвестная война
Санкт-Петербург, 13 февраля, 2014, 19:53 — ИА Регнум. "Власть имущие далеко не всегда осознают губительную силу исторической лжи, а надо помнить слова Ключевского о том, что история ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки", - так обозначил состоявшееся в петербургском
Как сообщает сегодня, 13 февраля, корреспондент ИА REGNUM, писателем Наталией Соколовской был представлен целый ряд изданий, основанных только на документальных источниках - дневниках ленинградцев, архивных документах. О некоторых книгах - "Ленинградцы. Блокадные дневники из фондов
Участники обсуждения отметили, что книги изданы весьма скромными тиражами - до 3 тысяч экземпляров, в книжных магазинах они представлены в ряду другой литературы и выделены из общего числа на полках были только во время праздничных мероприятий, а так - теряются в сотнях других изданий. К тому же они довольно дороги, далеко не каждый готов выложить от 500 до 900 и более рублей, чтобы купить книгу.
Между тем истинное знание подменяется лубочной картинкой, миф вытесняет историю героической трагедии города, судеб людей. Автор исследований "Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 годах" и "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" историк Сергей Яров затронул важнейший пласт исторического знания, без которого нет понимания происходившего в городе: "Кто писал о том, как блокадник просил кусок хлеба и как благодарил за него? Если в "Блокадной этике" еще было сочетание лирических эпизодов с повседневностью, то в этой книге - "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" - только рассказ о тех страшных условиях, в которых оказались ленинградцы, картина катастрофическая".
По мнению Ярова, историк работает не с картинкой, а с зеркалом - возможно, мутным, треснувшим, старым. "Устранять темные эпизоды я не могу", - говорит он. И приводит примеры - эвакуация декабря 1941 - начала 1942 года: люди, уже сдавшие ключи от квартир, выписанные из Ленинграда, распродавшие имущество, сидели по несколько суток на
Столовые в городе - нередко вместо посуды консервные банки для супа, который наливают, держа эту грязную банку над общей емкостью, чтобы не пролить ни капли. Детские дома, в которых не хватает кроваток, но недалеко, буквально на соседних улицах или вовсе рядом, - законсервированные "очаги" - детские садики, где есть необходимая мебель. Но боялись открыть, боялись проявить инициативу.
В собесе очереди за пенсиями, в небольшом помещении негде даже сесть, предоставили комнаты попросторнее лишь после того, как каждый вечер стали находить несколько трупов упавших стариков.
Три катастрофических дня - с 27 по 29 января 1942 года, - когда вообще не давали хлеба: из-за отсутствия воды встали пекарни, а муку людям догадались выдать лишь через три дня. "Бюрократия не умеет работать в условиях катастрофы, - говорит историк. - Главный виновник случившегося - нацизм, но и советская власть могла бы быть более человечна по отношению к людям".
В Петербурге уже решено, что в городских школах будут изучать "Блокадную книгу" Гранина и Адамовича. Историк
Участники встречи говорили о том, что в городе нет программы по сохранению блокадной памяти, по передаче этого знания. Депутат
Профессор театральной академии Ирина Цымбал водит своих студентов по тем местам в центре Петербурга, которые так мучительно спаяны с блокадной историей ее собственной семьи. Дом на Радищева, 32, который бросилась тушить после прямого попадания ее мама, и который потом восстанавливали пленные немцы. Двор в Басковом переулке, 16 - тут был штаб ПВО и огромная помойка, "у которой кормился весь район"... Личные, горькие, искренние воспоминания действуют на молодых людей по-настоящему сильно.
Заместитель председателя общественной организации "Жители блокадного Ленинграда"
В рамках обсуждения новых книг в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме был показан фрагмент учебного фильма, созданного в 1943 году на Ленинградской объединенной киностудии, "Алиментарная дистрофия". Показали всего три минуты страшных кадров. Полностью фильм, созданный при участии главного паталогоанатома блокадного Ленинграда профессора Владимира Гаршина, хранится в Музее педиатрической академии Санкт-Петербурга.
Директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов считает, что именно в этом году, впервые книги, изданные к дате, оказались лучше, чем все остальное, юбилею посвященное. И идея с музеем под открытым небом - "Улицей Жизни", по его мнению, у
"Мы, к сожалению, живем в "датской стране", вот и о музее обороны четверть века не думали, а тут друг вспомнили, когда он - один из знаковых в городе - уже дошел до уровня провинциального краеведческого музея, властям не было за это стыдно".
Курносов считает, что самым лучшим местом, где может развиваться музей, является именно Соляной городок - тут он возник, здесь он был разгромлен, тут его начали возрождать, тут же оказались распроданными при Сердюкове помещения, которые могли бы быть возвращены музею от Минобороны. "Соляной городок - это единственное и самое лучшее место!" - уверен Курносов.
Сейчас, когда "блокадный юбилей" перессорил очень многих, некоторые предлагают "закрыть тему". Но многие считают по-другому. Блокада Ленинграда по-прежнему нуждается в изучении и осмыслении.
Галина Артеменко