Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон в минувшую среду 5 февраля 2014 года встретилась в Киеве по отдельности с лидерами евромайданной оппозиции, а после уже с президентом Украины Виктором Януковичем. Президентская администрация не раскрыла деталей встречи и содержания переговоров президента Януковича с верховным представителем ЕС Эштон. Однако сама Эштон в среду вечером провела короткую встречу с журналистами, на которой она говорила о содержании предполагаемой помощи Украине в случае, если украинское руководство все-таки примет условия Запада и передаст власть оппозиции.
В частности, Эштон сообщила журналистам, что речь идет не только о заключении ассоциации с Евросоюзом и даже совсем не о "больших порциях наличности". На самом деле, пакет помощи Запада, по словам Эштон, включает в себя бессодержательное - "определенного рода поддержку, включая ноу-хау, технические возможности, ресурсы, которые могут быть предоставлены, роль институтов во всем мире, роль государств-членов ЕС". Подобные расплывчатые обещания стали ответом Брюсселя на призыв лидера оппозиции Яценюка в Мюнхене: "Украина отчаянно нуждается в плане Маршалла - не в военном положении - для того, чтобы стабилизировать политическую и экономическую ситуацию". Однако актуальная проблема теперь стоит уже в иной плоскости. Если Россия не перезапустит поток денежных средств на Украину, или, если Запад не найдет ему замену, то Украина будет вынуждена в самое ближайшее время или объявить дефолт по некоторым из своих долговых обязательств, или девальвировать свою валюту, курс которой и без того резко упал в последние дни из-за сомнений в возможности быстрого выхода из острого политического кризиса.
Итак, окончательно выяснилось, что мюнхенское заявление верховного представителя ЕС о "значительной краткосрочной финансовой помощи" Украине изначально было блефом Запада и пропагандистским посылом к изрядно вымотанному Евромайдану. Вместо денег Украине из Брюсселя обещают: демократическое "ноу-хау", "технические возможности", под которыми, правда, не следует понимать технику в физическом смысле этого слова, и какие-то ресурсы, "которые могут быть предоставлены", а могут и нет. Плюс Эштон говорила о "роли институтов", под которой можно понимать все что угодно, вплоть до сочувствия и моральной поддержки Брюсселя. На следующий день премьер-министр Польши Дональд Туск на своей пресс-конференции подтвердил, что "не следует ожидать, что Европа приготовила какие-то большие ресурсы для Украины". Более того, по словам Туска, "анархия политической жизни на Украине осложняет предоставление разумной и эффективной помощи". Таким образом, готово и оправдание, почему финансовая помощь Киеву даже не определена - из-за "анархии" в Киеве.
Здесь надо уяснить, что серьезный разговор о финансовой помощи в Европе может вести сейчас исключительно Германия, но пока что министр финансов этой страны - Шойбле занимается Грецией и хранит многозначительное молчание по украинскому случаю. 6 февраля германское издание Die Zeit на своих страницах констатировало: "Янукович больше не может тянуть время. Готовность выручить Киев с помощью кредитов - это только начало. Уже скоро потребуется значительно больше денег".
Однако игра вокруг мнимой "финансовой помощи" Украине продолжается. 6 февраля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию по ситуации на Украине, в которой призвал Европейский Союз начать подготовку санкций против виновных в насилии над активистами Евромайдана. Тут же европарламентарии призвали ЕС, США, Международный валютный фонд и другие финансовые учреждения продолжить подготовку пакета финансовой помощи Киеву для преодоления экономического и политического кризиса на Украине. Разумеется, финансовая помощь Запада будет представлена в том случае, если власть перейдет к оппозиции. Условиями "помощи" Украине, переживающей беспрецедентное падение национальной валюты, названы прекращение политического противостояния, отказ от насилия и реформы в экономике. В ходе дебатов депутаты Европарламента призывали ЕС подготовить "долгосрочный пакет конкретной финансовой поддержки для Украины", который следует предложить "надежному новому временному правительству".
МИД Украины раскритиковал резолюцию Европарламента за "предвзятые оценки". Однако сам, в свою очередь, "высоко оценил" инициативу именно финансовой помощи европарламентариев. "Следует отметить дальновидные сигналы, высказанные во время вчерашних дебатов в Европейском парламенте от имени высокого представителя ЕС и Европейской комиссии, согласно которым стратегия ЕС относительно Украины сосредотачивается не вокруг санкций, а вокруг диалога и взаимодействия, в том числе на основе признания европейской перспективы Украины", - многозначительно говорится в сообщении министерства иностранных дел Украины.
Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей в ходе украинского кризиса дважды публично указал на Польшу в качестве положительного примера развития для европейской перспективы Украины. Подобный пример сравнения нынешнего состояния Польши и Украины, действительно, выглядит визуально убедительно для части украинских граждан, смотрящих "в Европу". К началу 1990-х годов Польша при сравнительно близких объемах ВВП по своему индустриальному развитию значительно уступала Украине, в том числе и в современном научноемком секторе. Однако за последние двадцать лет определился трехкратный разрыв по показателям ВВП между Польшей и Украиной. Реальный ВВП Польши за это время удвоился и, что примечательно на фоне только 45% роста изначально более развитых промышленно и социально в регионе Венгрии и Чехии. Коэффициент роста Словакии относительно Польши за это время составил 75%.
Конечно, фактор старта Польши с более низкого уровня, особенно в случае сравнения с Чехией, нельзя сбрасывать со счета. Что касается прочего, то достижения Польши следует сравнивать все-таки не с Украиной, а с "братской" для поляков Венгрией. В годы кризиса 2008-2012 года Польша по всем показателям обошла Венгрию, и это при том обстоятельстве, что Венгрия к 1990-м была лучше готова к вхождению в рынок. И потом, Венгрия за минувшие 20 лет освоила на душу населения значительно больше иностранных инвестиций, чем Польша. Знакомые польские наблюдатели в преддверии кризиса 2008 года отмечали, что Венгрия имеет более насыщенное современной промышленностью пространство. "У вас в каждом селе по заводу", - говорили поляки, и, тем не менее, осенью 2008 года в преддефолтном состоянии оказалась все-таки Венгрия, а не Польша.
Здесь существенное значение имеет то, что Польша при старте в 1990-е годы, в отличие от Венгрии, получила значимый бонус: списание в 1994 году половины своих долгов по соглашению с лондонским клубом кредиторов Польши. Общий внешний долг Польши уменьшился с $47 млрд в 1992 году до $42,1 млрд в 1997 году. В условиях списанного долга Польша после 1994 года активно набирала новые долги. Венгрия, в отличие от Польши с ее списанным долгом, на сегодняшний день имеет национальный долг, непрерывно накапливавшийся с 1970-х годов - начала игр кадаровской Венгрии с МВФ. По статистике Eurostat, на третий квартал 2013 года национальный долг Польши составил 940.182 млн польских злотых или 58% от ВВП страны. Национальный долг Венгрии - 23.088.951 млн. венгерских форинтов или 80,2% от ВВП страны. Очевидно, что более скромные показатели развития Венгрии по сравнению с Польшей последние 20 лет были обусловлены в значительной степени большей долговой нагрузкой на Венгрию.
К чему мы ведем этот разговор? Уж, если Херман ван Ромпей заговорил о примере Польши для Украины, то он должен указать на этот примечательный факт - списание польских долгов Западом. Иначе его заявление - это простая пропаганда. Если Запад, действительно, хочет помочь Украине на ее "пути в Европу", то он должен именно сейчас в конкретной преддефолтной ситуации списать украинские долги. Иначе, вся разговоры, которые сейчас ведет Эштон и европарламент о будущей "помощи" Украине, являются простым обманом и демагогией. Украине, в лице оппозиции, в сложившихся условиях следует требовать от Запада не только краткосрочной финансовой помощи или фундаментального плана Маршалла, но существенного списания части суверенных долгов Украины для облегчения обслуживания текущей долговой нагрузки.
Пока что за всеми разговорами Запада о финансовой помощи Украине скрывается Международный валютный фонд, к услугам которого и предложат прибегнуть оппозиционерам в случае создания временного правительства. 6 февраля 2014 года на брифинге в Вашингтоне директор департамента внешних связей МВФ Джерри Райс заявил, что Международный валютный фонд, по-прежнему, готов к сотрудничеству с Украиной, однако на сегодняшний день не видит какой-либо заинтересованности нынешних украинских властей в совместной работе. МВФ ждет.
Тем временем, обсуждение условий капитуляции Януковича продолжается. 6 февраля 2014 года в Киев с двухдневным визитом на Украину прибыла заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Она планирует провести встречи с президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами оппозиции. Вожди Евромайдана устроили в Киеве к ее приезду смотр и внушительную демонстрацию своих сил. Отряды "самообороны" Евромайдана предприняли угрожающий марш по направлению к Верховной раде. Правда, не достигнув цели, они вернулись назад. "Предупредительный поход вокруг правительственного квартала завершен", - заявил со сцены "комендант" Евромайдана Андрей Парубий. Предложения Януковичу со стороны Запада сопровождаются открытым шантажом из лагеря экстремистов.