Евгений Крутиков. Армию Южной Осетии втягивают в предвыборную борьбу
Министр обороны Южной Осетии
Кроме того, министр озвучил и чисто военную новость: теперь за небо над Южной Осетией будет отвечать российская же 4-я военная база, которая получает в свое распоряжение современные средства ПВО.
Нет никаких сомнений в том, что министр был обязан отчитаться перед общественностью по итогам своей командировки в Москву. Формат публичного отчета о своих командировках постепенно приживается в Цхинвале, но в предвыборный период иногда приводит к странным результатам, как это совсем недавно произошло с министром иностранных дел
Заработная плата югоосетинских военнослужащих долгое время считалась по местным меркам большой, и служба в МО, миротворческом батальоне (теперь расформированном), ОМОНе, Госохране или КГБ давала возможность содержать семью. Это дополнительно поднимало престиж воинской службы и без того высокий в республике. Российские же "расценки" еще больше усилят конкуренцию на позиции в немногочисленных Вооруженных силах, претерпевших за последние годы несколько насилий над собой.
Массовое сокращение численности Вооруженных сил республики началось с подачи бывшего президента
Нынешний президент РЮО
Кроме того, в РЮО с недавних пор процветает система "мертвых душ" и "совместительств" в самых различных государственных структурах - от сельских школ до министерств. Если посмотреть на штатное расписание, например, СВР ил МЧС можно узнать много нового и удивиться. Справедливости ради надо отметить, что Яхновец также выступил за приостановку сокращения армии, напирая на ее будущую "компактность", "мобильность" и "современность", но уже тогда, когда сокращать дальше было уже невозможно. Однажды он даже употребил слово "минимальность".
Предоставление пенсий бывшим военнослужащим Южной Осетии также шаг безусловно положительный, но неоднозначный, если взглянуть на него глазами тех самых ветеранов войн с Грузией. По сути дела, под это решение подпадают только те бывшие военнослужащие, которые числились в официальных структурах - МО, МВД, КГБ, СВР и ГО. Но туда не подпадают так называемые "комбатанты" - участники боевых действий, начиная с января 1991 года, которые не были официально занесены в боевое расписание Вооруженных сил и не имеющие соответствующих записей в военном билете. А это значительный слой взрослых мужчин, большую часть жизни которых просто вычеркнули. Многие из них имеют боевые награды, ранения, психологические травмы, однако, юридически их просто не было и нет. В отличие от, например, Абхазии, в Южной Осетии не существует ветеранских организаций для этой категории людей, нет закона о ветеранах, и используется странное понятие "ополченец", вытеснившее с годами скомпрометированное в других местах и другими людьми слово "боевик". Поскольку никаких мобилизационных планов никогда не существовало, нет и списка "ополченцев". А нет списка - нет юридического основания для предоставления им пенсий, льгот, медицинского обеспечения, да и простых человеческих почестей. Нет и политических или общественных организаций ветеранов (тоже в отличие от Абхазии, где партия "Амцахара" достаточно влиятельна, чтобы с ней считались), а единственное скромное НПО "Союз комбатантов" было физически разгромлено при президенте Кокойты за публичные посиделки с аналогичным грузинским НПО.
Для Эдуарда Кокойты разгром "старой гвардии" методом сокращения Вооруженных сил и запрета ветеранских организаций был принципиально важным политическим ходом, который избавлял его от уважаемой, хорошо вооруженной, но разрозненной, деморализованной и сильно пьющей части общества. Ветераны имели моральное право предъявить претензии любому руководству страны просто по факту совершенного ими в жизни. А такого неформального давления на себя президент Кокойты вытерпеть, конечно же, не мог. Ветеранов принялись третировать и дискредитировать, к чему они, надо быть объективным, предоставляли множество бытовых поводов. Еще в середине нулевых годов некоторые из них жаловались по старой дружбе автору этих строк на угрозы со стороны "молодежи" из Госохраны, неформальные обыски, изъятие оружия, психологическое давление и дискредитацию путем распускания слухов - до сих пор излюбленный в Цхинвале метод массовой пропаганды. После войны 08.08.08 ситуация только усугубилась из-за нескольких публичных конфликтов (с матом и рукоприкладством) между лично Кокойты и рядом ветеранов. "Чистку рядов" также проводил тогда новый министр обороны Валерий Яхновец.
Одновременно Эдуард Кокойты сознательно продвигал на руководящие позиции в Вооруженных силах молодежь, которая в силу такого карьерного роста становилась зависима от него лично. Хрестоматийный пример - "вечный" первый заместитель министра обороны
В период же "выборного кризиса" как раз Ибрагим Гассеев принялся вдруг лоббировать идею "третьего срока" для Эдуарда Кокойты, хотя за язык его никто не тянул. Первый заместитель министра обороны вообще не имел права участвовать в подобных политических маневрах как военнослужащий. Более того, Гассеев даже рассуждал о возможности силового решения в пользу "третьего срока", что открыто граничило с угрозой военного переворота. Министр обороны Виталий Яхновец практически покрывал слова и действия своего подчиненного, а в последствии попытался и вовсе "прикрыть" его, заявил, что Гассеев ничего подобного никогда не говорил. Хотя все это своими ушами слышали.
Понятно, что заслуга лично министра обороны Яхновца в уравнивании в правах с россиянами югоосетинских военнослужащих не велика. Эти документы готовились несколько месяцев, а сама идея дебатировалась и еще дольше, а в подготовке и подписании этих документов, включая материалы по ПВО, участвовал далеко не один человек. Однако именно сейчас 53-летний генерал-лейтенант крайне вовремя в начале предвыборной кампании фактически "перетянул" все заслуги в этом направлении на себя одного.
Нынешняя структура Министерства обороны РЮО политически однородна: она неформально контролируется бывшим президентом Эдуардом Кокойты через фигуры Яхновца и Гассеева. Социальные льготы лишь повысили ее привлекательность для значительной части населения, расширяя тем самым потенциальный электорат тех сил, которые все еще ориентируются на фигуру Кокойты. В свою очередь экс-президент и его окружение продолжают активно "стучаться в двери" некоторых кабинетов в Москве, демонстрируя свои потенциальные возможности к возвращению к власти в РЮО. Активно используются именно связи в военных кругах, особенно, среди старших офицеров российской армии, участвовавших в войне 08.08.08, но считающих себя незаслуженно забытыми или обделенными славой и почестями. Непосредственно в "вербовке" этих "союзников" при то ли попустительстве, то ли с согласия министра Яхновца участвует "представитель Вооруженных сил РЮО в Москве" Абелев. Правда, непонятно, настоящая ли это фамилия, и насколько юридически корректна сама подобная должность. Например, в работе по созданию ПВО 4-й базы этот таинственный персонаж не участвовал, а все переговоры между Москвой и Цхинвалом шли по дипломатическим и иным юридически оправданным каналам. Это не говоря уже о том, что военнослужащие вооруженных сил в принципе не имеют права участвовать в какой-либо политической деятельности.
Эдуард Кокойты и его окружение старательно и довольно успешно поддерживают собственный имидж "влиятельных" лиц. Во многом этому способствует и традиционно "человеколюбивая" кадровая политика Кремля. Так, сам экс-президент РЮО получил от российских властей элитную 5-комнатную квартиру в районе парка Победы в Москве, его охранники были официально зачислены в штат МВД РФ с правом ношения оружия, а некоторые представители его окружения перемещаются по Москве на джипах со старыми правительственными номерами РЮО, которые были отменены нынешней администрацией, но не изъяты из оборота. Эдуард Кокойты участвует едва ли не во всех публичных мероприятиях диаспоры в Москве и в Северной Осетии, несмотря на то, что официально его никто не приглашает, и зачастую это заканчивается скандалами. При этом в щедрости к своим сторонникам Эдуард Кокойты более не замечен.
В такой обстановке сохранение Валерия Яхновца на должности министра обороны РЮО становится одним из важных элементов предвыборной игры. Замена его на Ибрагима Гассеева будет выглядеть слишком уж откровенным ходом, а согласовывать новую "русскую" кандидатуру слишком долго и хлопотно. Сам генерал добровольных позывов к отставке не испытывает - он по характеру солдат-практик, и возможный переход на бумажную работу в Москву в какое-нибудь из подразделений Генштаба или в Рязань в училище его не прельщает. Еще будучи начальником разведки ВДВ он несколько раз отказывался от перехода с повышением на "бумажную" работу, но зато самолично участвовал в учениях десантников и в разного рода "полевых играх" с десантированием и прочими ВДВшными радостями.
Что же касается главного практического вопроса - усиления 4-й российской базы системами ПВО, то и тут был допущен "политизированный" перекос. Дело в том, что общественное мнение Цхинвала на бытовом уровне (там, где вертятся слухи) весьма озабочено грузинскими беспилотниками, достаточно регулярно нарушающими воздушное пространство РЮО. Средств для их уничтожения до предусмотренного январскими соглашениями появления в составе 4-й базы "Буков" и "Торов" не было. Сейчас же на совещании у президента Тибилова министр Яхновец публично заявил, что любые летательные объекты будут уничтожаться, чем заработал себе дополнительные очки у "спящего" и неготового идти на парламентские выборы населения Цхинвала. Хотя, если вдуматься, лично он, министр обороны, к защите воздушного пространства и уничтожению "дронов" никакого отношения не имеет. Югоосетинская сторона получила от заместителя министра обороны РФ Бахмина лишь техническую документацию, а не доступ к эксплуатации современных систем ПВО.
Здесь надо подчеркнуть, что российская сторона сделала упор на создание плотного противовоздушного зонтика над Малой Азией в сторону Сирии за счет своих баз в Армении и Абхазии. Именно там развернуты системы С-300 и С-400, практически сводящие к нулю потенциальную активность баз
В геостратегическом плане 4-я база уже сейчас представляет собой неустранимую угрозу любому потенциальному противнику, но ее маневренность ограничена узостью театра военных действий и, следовательно, ее оперативные задачи, скорее, потенциальные, чем реальные. Ее существование важно именно в моральном плане, как фактор устрашения, хотя в текущий момент охранные функции были и остаются повседневной задачей. Сам факт существования этой дивизии в ее нынешнем составе и с современным вооружением полностью нейтрализует всю грузинскую армию, какому бы реформированию та ни подвергалась. В таком контексте "страшилка" от Яхновца про возможное возобновление "крупномасштабных военных действий" выглядит еще одной пропагандистской тирадой, призванной подчеркнуть важность роли врио министра обороны для населения РЮО.
Втягивание вооруженных сил в закулисную предвыборную игру еще никогда и никого до добра не доводило. Особенно в прифронтовых государствах. Тут есть о чем задуматься и президенту Тибилову, и Москве.