Иран - Турция: отношения без шансов на прорыв
В конце прошлого месяца состоялся визит премьер-министра Турции
Турция и Иран создают Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ). Предварительные итоги визита Эрдогана показали взаимный настрой Анкары и Тегерана найти взаимоприемлемые формы "сосуществования" вокруг сирийского конфликта. И всё же вояж турецкого премьера в очередной раз продемонстрировал серьёзные лимиты для сближения Турции и Ирана в политической плоскости их отношений. Период 2007-2012 годов дал Анкаре шанс стать партнёром иранцев на долгие годы вперёд. Но Турция осталась в орбите евроалантического влияния, разряжая нараставшую конкуренцию с Ираном лишь эпизодическими декларациями о сохранении турецко-иранских экономических отношений в недосягаемости для санкционной политики Запада.
Недоверие Ирана к Турции достигло пика на рубеже 2012-2013 годов. Осенью 2012 года Турция обратилась к
Указанные шаги турецкой стороны были расценены Тегераном в однозначно недружественных тонах. Общий фон взаимных подозрений Ирана и Турции наиболее отчётливо проявился с нарастанием кризиса в Сирии. В Тегеране рассудили следующим образом. Если в марте 2003 года Турция могла воспротивиться вводу американских войск в Ирак через свою территорию, то почему годами спустя она не заняла схожую позицию в сирийском конфликте? От Турции в Иране ожидали нейтрального отношения к внутрисирийскому конфликту, а получили откровенный курс на вмешательство в дела соседнего государства.
Для ирано-турецких отношений в частности и для актуальных политических процессов на Ближнем Востоке в целом важно понять, кто сейчас составляет политические элиты в Иране и Турции. У руля власти в Иране находится поколение, пережившее с оружием в руках ирано-иракскую войну. Ветераны армии и Корпуса стражей исламской революции, духовенство страны знают о данной войне не понаслышке, и многое в текущих развитиях на Ближнем Востоке сопоставляют и соизмеряют с тем, что имело место в годы войны с саддамовским Ирaком. Высший руководитель Ирана
В Иране помнят занятую Турцией в целом нейтральную позицию в ходе ирано-иракской войны, однако, с некоторым креном в сторону "доброжелательного нейтралитета" к саддамовскому Ираку. К этому Анкару обязывало членство в НАТО и собственный экономический интерес. Как указывают турецкие авторы, в войне Ирака с Ираном 1980-1988 годов Анкара сохраняла нейтралитет. Однако, вместе с Западом Турция косвенным образом поддерживала Ирак. Данная поддержка, в первую очередь, проявилась в финансовом плане: Анкара покупала нефть у Багдада, а последний приобретал у турецких партнёров товары, в том числе и с использованием открытой турецкой стороной для иракцев кредитной линии (2). В 1980 годах порядка 60% потребляемой в Турции нефти импортировалось из воевавшего с Ираном Ирака (3). Другие турецкие источники также указывают, что в период ирано-иракской войны и вплоть до свержения саддамовского режима Турция являлась крупнейшим внешнеторговым партнёром Ирака.
Если сравнивать позицию Турции 30-летней давности с тем, какой курс она проводит на нынешнем этапе, то на ум приходят следующие аналогии. Турция в 1980-1988 годах извлекала выгоду из стеснённого положения обоих воюющих государств, пользуясь зонтиком безопасности НАТО. В настоящее время Турция стремится воспользоваться выгодами, вытекающими из стеснённого положения Ирана, продолжающего находиться под санкционным прессом Запада.
С запуском осенью прошлого года процесса оздоровления между Ираном и Западом перед ирано-турецкими отношениями открылись новые перспективы. Но, как можно понять, уже иранская сторона не особо предрасположена к неким прорывам в связях с Турцией. Даже в той их части, которая все предыдущие годы была особо востребованной для Тегерана - развитие торгово-экономических отношений с соседом.
На прошедшем 28-29 января саммите руководства двух стран вновь наметили амбициозные цели. В ближайшие годы планируется вывести взаимную торговлю на уровень $30 млрд. Подобный ориентир уже ставился несколькими годами ранее, но без особых шансов на реализацию.
В феврале 2010 года турецкая сторона озвучила готовность к реализации некоторых крупных ирано-турецких экономических проектов: создание совместного межгосударственного банка; учреждение совместного инвестиционного комитета; строительство индустриальных зон и формирование зон свободной торговли, в особенности на островах Кешм и Киш в Ормузском проливе; строительство аэропортов, которые бы управлялись турецкой стороной. Для всего этого был необходим серьёзный инвестиционный пакет участия Анкары, которого в реальности у неё не было и нет до настоящего момента. Поднять одну лишь отрасль гражданской авиации Ирана до приемлемого уровня осуществления безопасных пассажироперевозок стоит огромных вложений.
Во время турецко-иранского экономического форума, проведённого в рамках визита в Турцию министра иностранных дел Ирана
В предстоящие годы многое будет зависеть от стабильного роста поставок в Турцию иранского газа и нефти. Именно с ними Анкара связывает надежды по выравниванию собственного баланса в импорте стратегических энергоресурсов, диверсификации маршрутов поставок и транзита на рынки третьих стран. Ныне Турция покрывает до 25% своих внутренних потребностей в газе и 30% в нефти поставками из Ирана. До $8 млрд. из общего ирано-турецкого товарооборота в примерно $14 млрд. приходится на экспорт нефти и газа Ирана.
Озвученные турецкими источниками в канун визита Эрдогана в Тегеран цифры свидетельствуют о небольшом ценовом разрыве между двумя главными внешними поставщиками энергоресурсов на турецкий рынок. Газета "Zaman" 28 января обратила внимание на намерение турецкого премьера в ходе визита добиться от иранских партнёров пересмотра цены на газ. Если верить самой многотиражной газете современной Турции, последняя закупает природный газ у Ирана по $490 за кубометр. Российское "голубое топливо" обходится турецким потребителям в $425. Между тем, в Москве объективно оценивают экспортные возможности газовой отрасли Ирана, заявляя, что последний не станет России конкурентом (в особенности на европейском направлении поставок) в ближайшие годы. Представители "
В октябре прошлого года министр энергетики Турции
Думается, турецкая сторона не будет ограничивать свои предложения в контактах с иранцами одним только вопросом пересмотра формулы ценообразования на газ. От Анкары можно ожидать претензий на возобновление прежде замороженных совместных проектов на иранских нефтегазовых месторождениях. А также попыток сориентировать прокладку перспективных газопроводов из Ирана на европейские рынки через свою территорию. Намерения Турции представить себя иранцам в качестве наиболее оптимального транзитного звена из Ближнего и Среднего Востока на рынок Европы не получают предметного внимания Тегерана. Напротив, в его средне- и долгосрочных планах Турция не значится надёжным партнёром, условным "честным маклером", исполняющим исключительно транзитную функцию в отношениях Ирана с Западом.
Планы Ирана ограничить возможности Турции в качестве главного энергетического хаба на Ближнем Востоке можно проследить на примере фактического замораживания доступа турецкого капитала к освоению трёх фаз на месторождении "Южный Парс". В 2007 году Иран подписал с Турцией меморандум о намерениях, предусматривающий участие турецких компаний в разработке газового месторождения "Южный Парс" (22, 23 и 24 фазы), а также строительство нового газопровода протяжённостью около 2 тыс. км. Дальше заключения ирано-турецкого меморандума в этом вопросе дело так и не сдвинулось. Причиной тому не только развёрнутый Западом режим санкций, серьёзно игнорировать который Анкара никогда не решалась. Запасы "Южного Парса" иранская сторона весьма дальновидно сохранила для более важных целей на Ближнем Востоке и в отношениях с Западом, чем способствование укреплению в регионе транзитной роли Турции (4).
Иран примеривается к другому, обходному Турцию, проекту поставок газа в ЕС: газопровод Иран - Ирак - Сирия. Трёхсторонний меморандум о его строительстве был подписан в иранском Бушере 25 июня 2011 года. Трубопровод с проектной мощностью 110 млн. куб. м газа в сутки или 40 млрд. куб. м ежегодно планировалось ввести в строй до 2016 года. Конфликт в Сирии не позволил приступить к практической реализации проекта.
В экспертном сообществе сложилось устойчивое мнение, что негативная роль в ирано-турецких отношениях традиционно принадлежит внешним силам, которые придерживаются геополитической линии на постоянное сталкивание интересов двух соседних держав. Безусловно, такие глобальные и региональные акторы, как США, ЕС, Саудовская Аравия на разных этапах "приложили руку" (и продолжают это делать до сих пор) к недопущению сближения Турции и Ирана до уровня ровных партнёрских отношений. Но между Анкарой и Тегераном присутствуют также серьёзные внутренние факторы сдерживания. Можно отметить, например, один из них, затрагивающий экономическую плоскость двусторонних отношений. По трансграничным транспортным проектам у Ирана не меньший настрой на прорывы, если сравнивать сферу грузоперевозок с экспортными мощностями нефтегазовой отрасли Исламской республики. Иран и Турцию связывает только один железнодорожный маршрут, который нуждается в серьёзной модернизации, а значит в крупных инвестициях. Но к иранским планам расширить железнодорожные перевозки до более внушительных объёмов в Турции есть значительное противодействие со стороны местного бизнес-сообщества. Реализации планов перехода взаимных грузопотоков на железнодорожные рельсы противится сильное лобби турецких автомобильных перевозчиков. По некоторым данным, Турция обладает самым большим в Европе парком крупнотоннажных грузовиков (около 45 тыс. единиц.) для перевозки внутренних и международных грузов. Собственники многочисленных компаний автомобильных грузоперевозок абсолютно не заинтересованы в замещении железнодорожным транспортом годами налаженных маршрутов поставок по турецким шоссе на Европу и Ближний Восток. К примеру, товарооборот Турции с одним только Иракским Курдистаном в $9 млрд. (кстати, он не намного отстаёт от нынешнего показателя взаимной ежегодной торговли Ирана и Турции - около $14 млрд.) практически целиком осуществляется с опорой на возможности автомобильного транспорта.
Одним лишь инструментарием расширения энергетических связей сдвинуть ирано-турецкие отношения в сторону качественных прорывов крайне затруднительно. Создание СССВУ - скорее символический жест, имеющий малый потенциал перерасти в доверительное общение двух держав. Главное для Турции и Ирана на сегодня - это исключение взаимной конфронтации в Сирии, Ливане, Ираке, но без реального желания (прежде всего, с иранской стороны) вступать в тесное взаимодействие с соседом.
(1) В 1982-1988 годы
(2) G. Inanc,Turk Diplomasisinde Irak 1978-1997, Istanbul: Kultur Y. 2008.
(3) Evren Altinkas, The lran-Iraq War and Its Effects оn Turkey // Review of International Law and Politics, Vol. 1, No. 4, 2005.
(4) По данным иранских источников на конец 2013 года, на месторождении "Южный Парс" ежесуточно добывается около 285 млн. куб. м газа. Примерно 80 млн. куб. м из этого объёма направляется на переработку в местные комбинаты и 200 млн. куб. м после опреснения закачивается в газораспределительную сеть для потребления в промышленности и в быту.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM