Ближневосточный "жандарм" никому не нужен: регион в ожидании новых альянсов по интересам
Иран не стал участником мирной конференции по Сирии, стартовавшей 22 января. Причины этому имеют разноплановый характер. Они не обусловлены лишь занятой в вопросе приглашения Ирана на конференцию позицией, например, Саудовской Аравии и других региональных оппонентов Исламской республики. Также нельзя сводить факт неучастия Ирана в "Женеве - 2" к остающейся невнятной позиции нынешней администрации США. Очевидно, что Белый дом решил не вступать в новые "выяснения отношений" с Конгрессом, где антииранский голос все последние месяцы звучит с особой настойчивостью. Появление иранских представителей за столом конференции означало бы для Обамы и его команды в Госдепартаменте слишком интенсивный ритм урегулирования отношений с представляемым некогда лидером "оси зла" - Ираном. К таким быстрым трансформациям американцы на нынешнем этапе явно не готовы.
Возникает и другой вопрос, о возможности отката в процессе оздоровления отношений Ирана с Западом, когда близкие последнему ближневосточные силы добились тактического успеха в деле торможения данного процесса. Но складывающаяся конъюнктура межгосударственных конфигураций на Ближнем Востоке не терпит упрощённых выводов по принципу "Иран проиграл - его оппоненты выиграли". Диалектика региональных процессов указывает, что подразумеваемый "проигрыш" той или иной силы в конкретном вопросе способствует продвижению её позиций на других направлениях межгосударственного взаимодействия. Иран не сел за стол женевских переговоров по Сирии, но он этого сам не особо добивался. В Сирии и вокруг неё сложился достаточно устойчивый баланс сил и интересов, не дающий ни одной из противоборствующих сторон шансов на скорый и одновременно долгосрочный успех. Идёт процесс "ливанизации" Сирии, на выходе которого можно ожидать того же жёсткого деления этой арабской страны на этноконфессиональные сектора влияния внешних акторов. Для Тегерана нет секретов в Сирии. Всё идёт к тому, что на будущем политическом поле этой арабской страны будет ярко представлен шиитский компонент, по примеру ливанской "
Совсем иначе дело обстоит на "периферии" сирийских событий, где уровень неопределённости дальнейшего хода событий весьма высок. А это диктует Ирану соответствующую модель поведения. Сейчас идёт новая закладка отношений Ирана на годы вперёд с важными для него соседями по Персидскому заливу. Если сравнивать с отслеживанием иранцами развитий в Сирии, то они уделяют сопоставимое внимание продвижению своих позиций в отношениях, например, с двумя государствами-участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Это ОАЭ и Оман. Две небольшие страны региона склонны придерживаться взвешенным подходам. В том числе и в вопросе формирования Саудовской Аравией общей повестки ССАГПЗ. Они высказали "осторожный оптимизм" по инициативам саудовцев создать безвизовую зону в рамках ССАГПЗ (по подобию Шенгенской зоны ЕС), единую валюту и коллективные силы безопасности. Сдержанность эмиратцев и оманцев к интеграционным планам саудовцев формирует комфортное для Тегерана поле региональной игры.
Отношения Ирана с Оманом традиционно дружеские. На пике санкционной политики Запада в отношении Ирана двусторонние связи подверглись определённой коррозии, но сохранили былой доверительный характер. Именно с опорой на посреднические услуги султана Омана Кабуса Бен Саида американцам и иранцам летом 2009 года удалось наладить канал дипломатического общения (султан Омана посетил Иран в августе 2009 года). При этом Оман не остался вне зоны американского военнополитического влияния в регионе. Более того, взаимодействие Султаната с
Многолетний правитель Омана Кабус Бен Саид не забыл, что в первой половине 1970-х годов, ещё при шахском режиме в Иране, последний оказал ему практическую помощь в подавлении внутреннего мятежа со стороны "Фронта освобождения Дофара". Во время ирано-иракской войны султан, наперекор позициям большинства арабских стран, симпатизировал Тегерану. Примечателен временной отрезок последнего визита султана в Иран (25-27 августа 2013 года). Он пришёлся на подготовительную к американо-иранским политическим прорывам фазу (визит президента Ирана
В отношениях с ОАЭ у иранцев также прослеживается стратегический интерес. Известный спор по трём островам в акватории Персидского залива предоставляет иранцам возможность обыгрывать различные сценарии урегулирования отношений с важным соседом. Вовсе не случайно, что параллельно с подготовкой к "Женеве - 2" возникла активность и вокруг застарелого территориального спора. И вновь здесь "промелькнула" посредническая роль Омана. Предав огласке якобы уже достигнутую между Ираном и ОАЭ договорённость о разделе островов, зарубежные СМИ поспешили оповестить, что соглашение было заключено при посредничестве Омана в конце прошлого года.
Сближение с ОАЭ сулит Ирану многомиллиардные инвестиции в период восстановления экономических связей с западными компаниями, углубление партнёрства с Оманом - новые дипломатические прорывы в отношениях с соседями и внерегиональными силами. Важный элемент нынешней ближневосточной политики Ирана - это демонстрация своих возможностей в качестве здоровой альтернативы интеграционным планам Саудовской Аравии, сильно напоминающим её аравийским соседям внутриарабский экспансионизм. В рамках ССАГПЗ Оман и ОАЭ, другие аравийские монархии стремятся сохранить элементы суверенитета, своё видение региональных процессов. Диктовка Саудовской Аравии становится для них обузой. Тем более, когда наружу проступают первые контуры надвигающегося кризиса в самом Королевстве с амбициями ведущего ближневосточного центра силы. Парад "ливанизации" арабских государств после Ирака и Сирии уже начал прицеливаться к своему следующему субъекту устремлений. Вполне вероятно, что интересы США, Ирана, небольших представителей клуба аравийских монархий на определённом этапе могут совпасть в деле недопущения Саудовской Аравии на роль "жандарма" Ближнего Востока. Как можно понять, Иран по нарастающей будет разворачивать меры ограничения саудовского влияния в регионе, за которыми последуют новые, зачастую весьма нестандартные альянсы по интересам.
(1) К крупным объектам военной инфраструктуры США в Омане относятся военно-воздушная база в Масире (Masirah Air Base), авиабаза Марказ-Тамарид. С последней в декабре 1998 года стратегические бомбардировщики B-1B наносили удары по территории Ирака. С баз ВВС США в Омане осуществляются полёты разведывательно-ударных беспилотников над зоной Персидского залива и Афганистаном. Военные объекты США в Омане в большинстве случаев являются базами передового базирования и обслуживания ВВС и ВМС. В январе 1980 года Оман подписал соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американцы получили право пользоваться военными базами на территории Султаната в случае чрезвычайных обстоятельств. Интересно отметить, что это стало первым договором между США и арабской страной о предоставлении американцам объектов национальной военной инфраструктуры после иранской революции 1979 года (данное американо-оманское соглашение регулярно продлевается).
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM