"Думаю, что Киргизия и Казахстан имеют достаточно площадок для решения возникающих проблем, в том числе в виде более-менее успешно действующих межправительственных комиссий, Межгосударственного совета. При этом, очевидно, что надо учесть и особую близость между казахским и киргизским народами в историко-культурном плане. В целом, пока двусторонние отношения между Киргизией и Казахстаном внушают лишь оптимизм". Об этом, в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" заявил, комментируя проблемы и перспективы взаимодействия Казахстана и Средней Азии директор Центра исследования региональных проблем Айбек Султангазиев (Киргизия).

По его мнению, также "вполне добрососедскими можно назвать и отношения Киргизии с Таджикистаном. Однако, конечно, недавние события на границе могут нанести серьезный вред двусторонним отношениям, тем более, что и сам процесс согласования границ между странами проходит трудно, иногда приводя к приграничным инцидентам". "С другой стороны, Киргизия и Таджикистан имеют общую позицию по использованию своего гидропотенциала, что вызывает негативную реакцию у Узбекистана, тревогу и обеспокоенность у Казахстана", - подчеркнул эксперт. Безусловно, что "у Киргизии и Таджикистана есть точки соприкосновения и по ряду других вопросов, касающихся строительства транспортных коридоров с целью получения альтернативных выходов в Европу и другие регионы мира", - уверен Султангазиев.

На этом фоне, "с Узбекистаном у Киргизии отношения складываются непросто. Но судя по переговорам и встречам официальных лиц, делегаций двух стран, чувствуется стремление решать все вопросы путем компромиссов. Конечно, есть вопросы, которые постоянно "держат" отношения двух стран в некоем состоянии напряженной стабильности: это границы, анклавы, эксклавы и планы Киргизии по строительству крупных ГЭС", - рассуждает специалист.

Эксперт убежден, что "решить данные вопросы можно только путем конструктивного диалога, путем поиска взаимоприемлемых решений. В конце концов, от того, что указанные вопросы остаются нерешенными страдают лишь сами Киргизия и Узбекистан". "Искусственные преграды и барьеры уже вызывают недовольство у самих народов этих стран. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные факты агрессивного отношения населения приграничных районов к пограничникам: как к чужим, так и своим. Дальше будет больше... И это опасно, так как складывающаяся на границе ситуация может обернуться тяжелыми политическими последствиями для двух государств", - говорит Султангазиев.

Отвечая на вопрос о возможности какой-либо из стран ЦА играть роль некоего центра регионального сотрудничества, эксперт отметил: "мне представляется, что любые попытки какого-либо государства стать своеобразным гегемоном в регионе сведут на нет саму идею налаживания тесного регионального сотрудничества. У каждой страны есть свои амбиции. Думаю, что неправомерно говорить о некоем центре, если в данном случае подразумевать определенное государство региона". "Согласен, что можно и нужно предпринимать усилия по активизации сотрудничества/взаимодействия между странами ЦА. Думаю, что можно было создать некие региональные межгосударственные площадки по различными вопросам. Взять, например, что-то из опыта бывшей Организации Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). В частности, ранее имели место хорошие инициативы по созданию водно-энергетического, транспортного, продовольственного и торгового консорциумов. Также необходимо возобновить переговоры по подписанию договоров о снятии преград и препятствий при ведении торговли между государствами ЦА", - предлагает директор Центра исследования региональных проблем.

"Естественно, что все надо делать с учетом тех ошибок и просчетов, которые "похоронили" в свое время все эти прекрасные начинания. Кроме того, на мой взгляд, следует рассмотреть идею создания зоны свободной торговли в ЦА, возможно, на первом этапе, в рамках Ферганской долины. И, конечно, было бы целесообразным создавать различные общественные и экспертные площадки по обсуждению проблем оформления границ", - рассуждает Султангазиев.

Безусловно, "благоприятный внешний фон был бы принципиально важен для развития сотрудничества в ЦА. Поэтому, конечно, те же внешние силы, если под ними подразумевать известных геополитических соперников (КНР, РФ, США и др.) могут сыграть позитивную роль, если смогут усмирить свои амбиции, добиться консенсуса относительно ключевых вопросов развития ЦА. Но пока мы наблюдаем только конкуренцию геополитических проектов крупных держав в ЦА с целью усиления своего влияния и доминирования", - заключил эксперт.