Нет никаких веских доказательств, что к терактам в Волгограде причастны люди, взявшие на себя ответственность за них и выложившие в интернет ролик с угрозами совершить теракты во время зимней Олимпиады в Сочи. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель аналитического бюро Alte Et Certe, эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев. По его словам, очень часто ответственность за них берут те экстремистские группы или отдельные преступники, которым хочется пропиариться на фоне произошедшей трагедии и поднять свою значимость в глазах населения и государственных органов.

Напомним, 19 января в интернете появился ролик, в котором два молодых человека, которые называют себя Сулейманом и Абдуррахманом, держат в руках автоматы. Утверждается, что именно они были смертниками при взрывах в Волгограде. Более того, экстремистская группировка "Ансар аль-Сунна" взяла на себя ответственность за взрывы, прогремевшие в Волгограде накануне Нового года. По сообщению Deutsche Welle, эта же организация обещает совершить теракты во время зимней Олимпиады в Сочи.

"На 99% подобные заявления являются несостоятельными. Вместе с тем, возможность терактов во время Олимпиады действительно существует. В меньшей мере она есть в Сочи и в большей - в районах вокруг этого города и с этим приходится считаться. Обеспечить полную безопасность от террористов невозможно. Думаю, что те, кто действительно задумал теракт в Сочи, не занимаются дешевым пиаром, а заранее, возможно, за год-два до Олимпийских Игр, привезли в город взрывчатку, уже либо заложили ее, либо тщательно пока укрыли, выбрали цель, определили план действия и теперь только ждут походящего времени. Возможность такого развития событий существует", - заявил политолог.

Для противодействия планам экстремистов, по словам Епифанцева, в теории существует два варианта. Первый - начать с причин, то есть урегулировать ситуацию на Северном Кавказе, создать позитивный общественно-политический фон, лишить терроризм идеологической подпитки, запустить действенные кампании по противодействию коррупции в регионе и прочее. "Но это очень сложный и долгий путь, сейчас не до него. Есть второй вариант, он легче и, в принципе, сейчас претворяется в жизнь. Его суть заключается в ставке на потенциал спецслужб и силовых ведомств, повышении степени бдительности и усилении контроля в Сочи и на окружающих территориях. Уже сейчас можно сказать, что все окружающие Сочи горы буквально вытоптаны солдатами. В городе мобилизовано огромное количество сотрудников полиции, спецназа, других силовиков, задача которых - контроль. Вероятно, такое развитие событий обернется некоторыми неудобствами для жителей "олимпийского"", - заметил Епифанцев.

При этом, он подчеркнул, что стопроцентной гарантии успеха нет. "Если там реальные серьезные люди задумали теракт, если была осуществлена серьезная подготовка, если уже сейчас в Сочи где-то заложена и запрятана взрывчатка, скажем, которая должна сработать в некий определенный момент, то отследить это крайне сложно. Если же какие-то террористы-непрофессионалы решат, как называется, с ходу организовать нечто подобное, у них ничего не получится", - уверен Епифанцев.

На вопрос о том, какое отношение могут иметь международные террористические ячейки к возможной организации терактов во время зимней Олимпиады в Сочи, Епифанцев ответил, что оценки и прогнозы на этот счет несколько искажают действительность: "На самом деле влияние международного фактора в данном случае сильно преувеличено. В девяностые годы связь четко прослеживалась, но сейчас - нет. У нас такие драконовские законы, такой контроль над денежными переводами, что никакая "Аль-Каида" не в состоянии финансировать террористов местного разлива. Вообще-то сегодня можно говорить о том, что существует обратная тенденция - российские экстремисты примыкают к международным террористическим организациям и участвуют в их операциях. Яркое тому подтверждение - сирийский конфликт. С марта прошлого года в Дагестане прошли несколько митингов поддержку российских ваххабитов, уехавших воевать в арабские страны".

Что касается существующего мнения о том, что Олимпиада в Сочи, концентрация силовиков в этом городе может спровоцировать преступников на организацию терактов в других городах по всей России, Епифанцев отнесся к этой гипотезе весьма скептически. "У них нет ни сил, ни средств, ни ресурсов на организацию терактов на территории всей РФ. Кроме того, такие мероприятия, с их точки зрения, целесообразно организовывать территориально ближе к Сочи, взрывать что-то в российской глубинке смысла нет. По сути, эти теории возникают на фоне разговоров о том, что в России наблюдается повышение террористической активности, однако на самом деле это не так. Появлению таких оценок способствуют теракты 29-30 декабря в Волгограде: два теракта один за другим вызвали эмоциональный всплеск. Но в целом за последние годы терактов на "русской" части России не было, а в проблемных регионах террористическая активность осталась та же. Скажу более - зачастую так называемая "террористическая активность" таковой не является. Разборки местных элит, дележка денег, конфликты между олигархами и прочие явления часто приводят к тем же взрывам, разборкам и так далее. Эта "бытовуха" выдается за терроризм, хотя на самом деле им даже не пахнет", - заключил политолог.

Эксперт-востоковед российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко также согласен с тем, что нельзя с уверенностью говорить о том, что именно "Ансар аль-Сунна" ответственна за теракты в Волгограде. "Это может быть очередной "уткой", информацию нужно проверить. Явных доказательств их причастности пока нет. С другой стороны, есть очень важный момент, который на сегодняшний день признается большинством экспертного сообщества, а именно: в южных районах РФ - Поволжье, Северный Кавказ и пр. - протекает некий процесс, который является звеном более крупных в территориальном смысле преобразований. На Ближнем Востоке, в Центральной Азии действует террористический интернационал, который стремится всеми способами распространить радикальную исламскую идеологию на максимально обширные сопредельные территории. Для этого используются самые разные методы - создание новых организаций исламского толка, вербовка в них новых членов и так далее. Примечательно, что этот исламский интернационал не имеет ни единого руководства, ни конкретных, четко поставленных целей, но возник новый международный феномен, когда эти группировки налаживают тесное сотрудничество. Они обмениваются (или дают друг другу в долг) боевиками, оружием, проповедниками", - заметил Демиденко.

По его словам, это отсутствие конкретных целей в полной степени относится к зимней Олимпиаде в Сочи. "Получится у них сделать там теракт - сделают, не получится, не будут делать. Нельзя говорить, что исламисты выбрали Олимпиаду своей целью. Повторяю, никаких реальных и конкретных целей у них нет. Мы привыкли мыслить по стандартному европейскому образцу - каждое действие преследует некую цель, направлено на решение каких-то задач. У этих людей совершенно иная ментальность, их мышление не подпадает под такие категории, как причинно-следственная связь. Они стремятся создать некий "мировой халифат", и под этот миф взрывают людей. Вообще в исламской традиции существует такое понятие, как три земли. Это дар аль-ислам, где господствуют мусульмане и где "все хорошо", дар аль-куфур - земля неверия, где господствуют "неверные", а также дар аль-харб - земля войны. Как мы понимаем, Россия не является дар аль-исламом, следовательно, по их логике, здесь, как и в Испании, Великобритании, Швейцарии и в половине стран земного шара, можно и нужно "бороться с неверными".

Вот и вся их гипотетическая цель, ради которой они не то что готовы, но и хотят отдать жизнь. Сами исламисты называют это "путем Аллаха" и неукоснительно ему следуют. Образ жизни такой", - заметил эксперт.