В Санкт-Петербурге будут перенимать опыт Финляндии и ряда европейских стран в подсчете индекса "Потерянные годы потенциальной жизни" (Potential Years of Life Lost) (ПГПЖ). Как сообщает сегодня, 17 января, корреспондент ИА REGNUM, пилотным выбран Калининский район с населением свыше 550 тысяч человек - это фактически модель среднего города.

Проект реализовывался там в течение двух лет, в ближайшее время опыт будет обобщен и распространен сначала на 3, а потом на 18 районов Санкт-Петербурга, и использован при разработке новой концепции демографической политики городского правительства с 2016 до 2025 года.

Проект в Калининском районе осуществлялся с 2012-го по начало 2014 года на средства Евросоюза (250 тысяч евро) при участии партнеров - Центра развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга, Технологического университета Лаппеенранты (Финляндия) и Университета Восточной Финляндии (Куопио), а также Таллинского университета, Ассоциации здоровых городов Балтийского моря, комитетов по социальной политике и здравоохранению Петербурга, администрации Калининского района.

Зачем надо подсчитывать индекс потерянных лет потенциальной жизни, хотя и так известен уровень смертности населения в России и Санкт-Петербурге и основные причины смертности? По мнению специалистов, это позволяет расширить представление о причинах преждевременной смерти, оценить взаимосвязь между мероприятиями по охране здоровья и медицинской помощи и реальным их эффектом.

Суть подсчета потерянных лет потенциальной жизни, как рассказал генеральный директор ООО "Стратег" Игорь Красильников, впервые опробовавший в России эту методику, в том, что высчитывается сумма лет продуктивной жизни всех жителей региона, которой лишается государство и общество из-за преждевременной смерти человека - до среднего значения в 70 лет. В Санкт-Петербурге в 2011 году индекс потерянных лет потенциальной жизни составлял 8463 года на 100 тысяч населения, в Финляндии еще в 2009 году - 3463 года на 100 тысяч населения.

"Индекс позволяет наглядно показать, какой человеческий капитал теряет общество от предотвратимых либо излечимых причин смертности, и разработать комплекс мер по улучшению ситуации. Индекс потерянных лет выстраивается по 28 диагнозам, помогает увидеть зоны наибольшего риска, и выстроить систему профилактических мер и точечного вмешательства, - сообщает Анна Скворцова, исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга - российского координатора проекта. - В последнее время все больше подчеркивается прямая взаимосвязь между здоровьем и национальной экономикой. По оценкам Всемирного банка, низкий уровень здоровья россиян оказывает негативное влияние на ВВП страны примерно на 3 процента в год. Финские муниципалитеты ежегодно считают индекс потерянных лет и фокусируют свою социальную политику на зонах наибольшего риска".

Мико Виенонен, руководитель экспертной группы по неинфекционным заболеваниям программы "Северное измерение", считает, что метод наглядно предоставляет данные, которые показывают, что смерти людей в возрасте до 70 лет в большинстве случаев можно избежать, если предпринимать необходимые меры - медицинской профилактики, охраны здоровья и жизни.

Руководитель отдела здравоохранения администрации Калининского района Юрий Коротков рассказал, что подсчет индекса потерянных лет потенциальной жизни в районе выявил четыре основные проблемы - высокая смертность от рака груди, при этом она высока у женщин в возрасте 34-39 лет, от сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин, высокая смертность от травм в ДТП, убийств и суицидов среди подростков.

Калининский район на основе подсчета индекса разработал ряд медицинских и немедицинских профилактических мероприятий, чтобы повысить продолжительность жизни жителей. Причем не затрагивались те программы - профилактика пьянства и курения, - которые и так реализуются на городском и федеральном уровне.

В Санкт-Петербурге, по данным Смольного, средняя продолжительность жизни составляет ныне 73,43 года, у мужчин - около 67,8 года, у женщин - 77,7 года, 25,6 процента населения города - люди пенсионного возраста. По данным 2013 года, в городе родилось 53800 человек, умерло 50500 - то есть рождение превышает смертность, но прирост населения мегаполиса осуществляется за счет мигрантов.