"Руское" государство между "европейским счастьем" и монголами: чему учат детей учебники по истории Украины
Москва, 17 января, 2014, 11:44 — ИА Регнум. В апреле 2013 года решением Президиума Российского исторического общества был утвержден состав рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С лета 2013 года в России активно обсуждается проблема нового единого учебника истории. Был опубликован установочный документ - "Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории", являющегося проектом нового единого российского учебника истории. Ранее в
Соседняя с Россией и Белоруссией Украина не использует метод преподавания отечественной истории по единому учебнику. Государственный стандарт определяется другим способом. Для каждого нового учебного года министерство образования Украины издает утвержденный список школьных учебников. Список на 2013/2014 учебный год занимает 228 страниц. Изучение отечественной истории в школах Украины начинается в 5-ом классе, продолжается в 7-м, 8-м, 9-м, 10-м классах и заканчивается в 11-м. Соответственно утвержденный список учебников включает для 5-го класса два издания, датированных 2013 годом, для 7-го - два издания 2007 года, для 8-го - четыре издания 2008 года, для 9-го - три издания 2009 года, для 10-го - пять изданий, из них три 2010 года выпуска, а два - 2012 года, для 11-го класса - два издания 2011 года. Из семнадцати действующих в 2013/2014 учебном году учебников по истории Украины девять выпущено издательством "Генеза" и пять - издательством "Грамота". Таким образом, издание учебников отечественной истории на Украине централизовано.
Не трудно заметить, что действующее поколение учебников по истории являются продуктом эпохи президентства
Типовой образовательный план, утвержденный министерством просвещения Украины в 2009 году, предусматривает по одному часу в неделю обучение истории Украины в 5-м, 6-м, 7-м классах, по полтора часа - в 8-м и 9-м, в 10-м и 11-м - вновь по одному часу. В опубликованном в 2012 году проекте предполагалось дальнейшее сокращение часов на преподавание истории Украины - во всех классах по одному учебному часу в неделю. За такую программу министра образования Украины
Теперь рассмотрим цивилизационную идентичность, навязываемую украинским школьникам учебным курсом истории Украины. Заметим, что в этом отношении всегда более важную роль играет учебник начального периода истории. Именно здесь формулируется системообразующая идея. Учебный курс 7-го класса истории Украины охватывает период от образования
"Средневековая история Украины - важный этап в формировании украинского этноса и его культуры; расцвета и гибели Руской империи; вхождения в европейскую цивилизацию через утверждение христианства". Киевская Русь, в версии авторов учебника, представляла собой выдающееся явление европейской средневековой цивилизации.
Однако не всегда было так. На 13-ой странице учебника для 7-го класса украинский школьник читает: "Территория их проживания [т. е. восточных славян] находилась на границе между Востоком и Западом, на рубеже двух великих цивилизаций - европейской и византийской, а следовательно, не случайно получила название Великого кордона". Понятие "Великий кордон" позаимствовано в украинскую историографию в постсоветский период украинскими историками Игорем Чорноволом, Сергеем Лепьявко,
Отметим во фрагменте о "Великом кордоне" школьного учебника "Истории Украины" для 7-го класса очевидный ляп, допущенный авторами учебника. В нем единственный раз по тексту учебника упоминается о существовании "византийской цивилизации". Далее по тексту всего учебника речь идет исключительно о европейской цивилизации. От последней Украина, по утверждению авторов учебника, и получила христианство. О цивилизационном выборе Киевской Руси при принятии христианства, столь очевидно изложенном в тексте "Повести временных лет", речь не идет. Византия, как цивилизационное явление, совершенно отсутствует на страницах украинского школьного учебника 7-го класса. Современное украинское школьное историческое образование стесняется и понятия "православие". На 228 страницах учебника истории Украины для 7-го класса под редакцией В.А.Смолия слово "православие" со всеми производными встречается всего тридцать раз. Дважды в учебнике вместо термина "православие" используется понятие "византийское христианство". Зато в приложенном в конце учебника "терминологическом словарике" поясняется понятие "автокефальная церковь" - "православная церковь, наделенная полной самостоятельностью в решении организационных и культовых вопросов" (с. 211). В изложении школьного курса истории читаем: "Русь стала неотъемлемой частью европейской христианской цивилизации. Крещение Руси способствовало европеизации древнеруского общества, приобщало государство к европейской культурной и духовной жизни". "Через христианство страна русов приобщилась к сокровищнице европейской культуры, вошла в круг ведущих европейских государств. Руские князья начали оказывать заметное влияние на отношения в Восточной и Юго-Восточной Европе". В социальном плане "в эпоху средневековья на этнических украинских землях сложилась в целом типичная для общества того времени социальная структура. Как и в странах Запада, население разделялось на отдельные группы - сословия, наделенные различными правами и имевшие разные обязанности перед государством".
Отечественная история Украины в ее начальном периоде и националистическом прочтении более амбициозна, чем довольствующийся периферийной ролью школьный курс истории соседней Белоруссии. Киевская Русь, по утверждению авторов украинского учебника для 7-го класса, населена украинцами, которые для отличия от современных "русских" (т. е. "россиян") авторы по тексту отличают в написании слова исключительно одной буквой "с". Даже в переводе на русский литературный язык учебника украинской истории для 7-го класса мы неоднократно встречаем понятия: "руский", "Руское государство". Подобный трюк - простой результат освоения националистических теорий основателя украинской историографии проф.
В отличие от белорусского учебника аналогичного периода в украинском начисто отвергается теория существования в период Киевской Руси "древнерусской народности", из которой позднее выделились великорусская, украинская и белорусские народности. Вместо этого в украинском школьном курсе утверждается идея начала формирования украинского, русского и белорусского этносов до возникновения Киевской Руси - "Руского государства", в терминологии учебника. "В дальнейшем этнические процессы развивались в направлении создания довольно устойчивой этнокультурной общности, для которой были характерны наличие собственного языка, религиозное и культурное единство, чувство территориальной целостности. Начиная с средины XII в. в пределах этого этнокультурного массива начинают выделяться несколько центров, которые в дальнейшем дали импульс развитию русского, украинского и белорусского этносов". Украинским школьникам предлагается классическая цитата из Грушевского, определившего формулу начальной украинской истории, отделяющей Киевскую Русь от России: "Мы знаем, что Киевское государство, право, культура были созданы одной народностью, украинско-руской; Владимиро-Московское - другой, великорусской... Киевский период перешел не во владимиро-московский, а в галицко-волынский, потом литовско-польский XIV-XVI вв. Владимиро-Московское государство не было ни наследником, ни преемником Киевского, оно выросло на своих корнях и отношение к нему Киевского можно бы скорее приравнять, напр., к отношениям Римского государства к его галльским провинциям, а не преемственности двух периодов в политической и культурной жизни Франции. Киевское правительство пересадило в великорусские земли формы общественно-политического устройства, право, культуру, созданные исторической жизнью Киева, но на этом основании еще нельзя включать Киевское государство в историю великорусской народности. Этнографическая и историческая близость народности украинской к великорусской не должна служить причиной к их перемешиваниям, - они жили своей жизнью вне своих исторических соприкосновений и встреч".(2)
Итак, можно констатировать, что в двух соседних постсоветских государствах Украине и Белоруссии (Россию мы вынесем за скобки) в школьных учебниках истории используются противоположные по своему значению концепции этногенеза. На Украине Киевская Русь рассматривается, как исключительно украинское - "руское" государство. Древнерусская этническая общность, ставшая источником для трех народов, отрицается. Школьный курс истории Беларуси признает существование "древнерусской народности".
Можно также констатировать, что по утверждению авторов школьного курса для 7-го класса, Украина полностью идентична европейской цивилизации. Европейская цивилизационная идентичность навязывается украинским школьникам с завидной прямолинейностью. Авторы не рефлектируют относительно конкретного места Украины в Европе. По тексту термин "Восточная Европа" встречается всего четыре раза. В историческом плане украинский учебник более национально эгоистичен в отношении наследия древней Киевской Руси. Регионально он более амбициозен в продвижении идеи украинской имперской государственности на начальном периоде мнимой истории украинского этноса. И, как следствие всех этих моментов, украинский школьный курс более наполнен историческими мифами, о которых мы специально поговорим в следующем обзорном очерке школьного курса истории Украины.
(1) История Украины: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учебн. завед. В. А. Смолий, В. С. Степанков / Пер. с укр. Киев: Генеза, 2007. 232 с.: ил., карты.
(2) Грушевский М. С. Звичайна схема "русскоï" iсторiï i справа рацiонального укладу iсторiï схiдного слов'янства // Статьи по славяноведению. СПб., 1904.