Закон от 4 января 2014 г. № 102-З "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации", подписанный Александром Лукашенко и опубликованный на Национальном правовом Интернет-портале республики 10 января, существенно расширяет полномочия спецслужб и чиновничьей бюрократии.

Закон был принят Национальным собранием Белоруссии в декабре 2013 года (12 декабря принят Палатой представителей и 19 декабря - Советом Республики). В новой редакции закон дополнен статьёй 18 "Служебная информация ограниченного распространения", в которой сказано: "К служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых могут причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц и которые не отнесены к государственным секретам. Сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определяемым Советом министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и решениями президента Республики Беларусь. Решение об отнесении сведений к служебной информации ограниченного распространения принимается руководителем государственного органа, юридического лица или уполномоченным им лицом".

Документы с содержанием "служебной информации ограниченного распространения" получают ограничительный гриф "Для служебного пользования" (ДСП). При этом, сказано в ст.18 закона, порядок проставления данного грифа и ведения делопроизводства по документам, содержащим "служебную информацию ограниченного распространения", определяется Совмином. Доступ к перечню сведений, относящихся к "служебной информации ограниченного распространения", определяемому правительством в соответствии с ч.2 ст. 18 данного закона, "а также к порядку проставления ограничительного грифа "Для служебного пользования" и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, определяемому Советом министров Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, не может быть ограничен".

Закон в новой редакции расширяет полномочия подчинённого напрямую Лукашенко органа, известного в Белоруссии как ОАЦ - о нём идёт речь в разделе "Статья 12. Полномочия Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь в области информатизации и защиты информации".

Нововведения существенно расширяют полномочия данного госоргана, который, согласно излюбленной формулировке белорусских "силовиков", "осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами Республики Беларусь". Отныне ОАЦ "осуществляет государственное регулирование в сфере межведомственного информационного взаимодействия государственных органов на основе межведомственных и иных государственных информационных систем, не предназначенных для обработки информации, содержащей государственные секреты, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, а также в сфере эксплуатации и развития межведомственных информационных систем, определенных законодательными актами Республики Беларусь". До принятия поправок ОАЦ определял "приоритетные направления технической защиты" информации, содержащей госсекреты.

Как сообщало ИА REGNUM, по мнению ряда зарубежных политологов, политика в Белоруссии не является публичной, формирование органов власти - непрозрачным и недемократическим, а принимаемые чиновниками решения по важнейшим вопросам не проходят общественной экспертизы. Наглядными примерами, отмечают эксперты, стали решения Александра Лукашенко легализовать в Белоруссии казино, построить в центре Минска новую резиденцию президента ("Дворец Независимости"), ввести "налог на автовладельцев" и многие другие решения, вызвавшие негодование белоруской общественности. Расходование властями Белоруссии бюджетных средств на содержание высших должностных лиц покрыто тайной и, как отмечают эксперты, с принятием закона № 102-З белорусов всё чаще будут ставить перед фактом "коррупции в государственных интересах".