Петербургский лоцман создает "эффект присутствия" в блокадном Ленинграде
Санкт-Петербург, 14 января, 2014, 19:09 — ИА Регнум. В Санкт-Петербурге сегодня, 14 января, был представлен альбом фотореконструкций Сергея Ларенкова "Война: Эффект присутствия". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, лоцман Петербургского Морского порта создает произведения, в которых прошлое и будущее Петербурга-Ленинграда-Петербурга с помощью современных технологий и мастерства фотографов прошлого и настоящего соединяются, совмещаются.
Сначала Ларенков совмещал фотографии современного и дореволюционного города, а в 2009 году впервые попробовал "увидеть" одновременно блокадный и современный город. Выложенные в Интернете фото произвели шок.
Прошлое блокадного Ленинграда - убитые вражескими снарядами и голодом люди на улицах, разрушенные дома, трогательные и беззащитные блокадные дети, защитники города - эти образы проступали сквозь современные улицы и глянец витрин, как обретшие плоть тени проявлялись среди современной благополучной спешащей толпы на Невском проспекте.
Ларенкова разыскали научные сотрудники
Ларенков решил продолжать фотореконструкции, посвященные Великой Отечественной и
"Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет... ", - строки
Ведущим редактором издания стала петербургский писатель, редактор "Лениздата" Наталия Соколовская, которая сама является автором ряда художественных произведений о Ленинградской блокаде. Она же готовила к печати новое, вышедшее впервые без купюр, издание "Блокадной книги"
При подготовке альбома Ларенкова решено было к каждой фотореконструкции подобрать сопроводительный текст и дать его на двух языках - русском и английском. Тексты подбирал молодой петербургский историк
Трудно ли снова найти ту точку, которую когда-то более 70 лет назад нашел блокадный или военный фотограф? Ведь только снимок, сделанный с того же самого места в городе, даст возможность так ясно почувствовать присутствие времени. "Я лоцман, - говорит Сергей Ларенков, - моя задача, когда я провожу корабль, постоянно знать и чувствовать, видеть, где я нахожусь. Также и тут. Мысленно проводишь три линии, чтобы они пересеклись в одной точке, у моряков это называется - створы, совмещаю углы домов, трубы. Так соединяется время".
Иногда по несколько месяцев Сергей Ларенков искал то место, где когда-то работал блокадный фотограф. Город все же изменился. Однажды искал очень долго, где же был снят идущий в сторону фронта блокадный трамвай. Знал, что это в Кировском районе, а вот где... Изучал маршруты блокадных трамваев в этих местах, искал по разным источникам... И вдруг сам по дороге на работу увидел это место на Старопетергофском проспекте, мгновенно узнал - так упали с неба солнечные лучи и легли тени, что, казалось - время мгновенно спрессовалось, остановилось и полетело назад, открыв прошлое.
В 1975 году
Галина Артеменко