"Блокада из первых уст": Не все мы умрем, но все изменимся...
Санкт-Петербург, 14 января, 2014, 14:16 — ИА Регнум. Ленинградскую блокаду надо изучать "из первых уст" - по живым свидетельствам - дневникам людей, которые необходимо печатать и снабжать комментариями специалистов. Именно такие издания должны являться основными источниками знаний о Ленинградской блокаде. Это мнение высказала в беседе с корреспондентом ИА REGNUM петербургская писательница, редактор "Лениздата" Наталия Соколовская.
Она представила в
В книге представлены дневники 16-летнего подростка Бори Капранова, умершего по пути в эвакуацию, главного инженера одной из ленинградских ГЭС Льва Ходоркова, заведующего райздравотделом Кировского района Израиля Назимова, лектора политотдела 42-й армии Владимира Ге, дознавателя военной комендатуры Ленинградского гарнизона
Наталия Соколовская, многие годы работавшая и готовившая к публикации дневниковые записи блокадников, говорит, что для нее они сложились в единый гипертекст, который дает возможность не понять, но приблизиться к пониманию того, что чувствовали ленинградцы.
В книге "Ленинградцы" продолжается традиция, начатая писателями
Израиль Назимов пишет в январе 1942 года: "Начальник связи противопожарного управления города на лестнице своего дома, куда он пришел протопить квартиру, был убит двумя ударами молотка по голове. Убийца 17-летний мальчишка. Продолжается подбрасывание трупов с вырезанными ягодицами. Этих фактов множество, их не перечесть. Все они свидетельствуют о борьбе за существование, но самыми дикими, безумными способами. В них не находишь облика человека - властелина природы - в них самые низменные инстинкты, характерные для доисторической эпохи, когда человек вел образ жизни ничем не отличавшийся от хищных зверей. Стоимость человеческой жизни оценивается в 100 гр. хлеба... Человеческая мораль - попрана.
...С утра сегодня был в закрытой временно детской больнице. Она осталась безнадзорной. В помещении обнаружил труп, разделанный на части. Череп подростка, расколотый пополам... Какое варварство! Какая бесчеловечность! Как все это понять? Тот, кому придется знакомиться с этими записками, особенно не бывшими в этот период в городе, - не будет верить всем этим диким фактам, свидетелями коих являемся мы".
Энергетик Лев Ходорков пишет в это же время: "...У Дома
...Хочу сберечь основные кадры... Сердце разрывается смотреть, что делается с нашими людьми. Золотые люди, выросшие в течение 10-20 лет, гибнут. В неприкосновенности сохраняются кадры нарпита и продуктовых магазинов".
Недавно на страницах одной из петербургских газет историк пенял авторам "Блокадной книги" Адамовичу и Гранину, что они приводят в ней дневник подростка Юры Рябинкина - "мальчика, который нигде не учился и не работал, а выживал". Получается, что не показательный дневник, не героический.
На представлении книг в Музее истории Санкт-Петербурга один из слушателей остался недоволен рассказом Соколовской и тем, какие книги она представляла: "Вы обобщаете тут трагедию". Наталия Соколовская считает это продолжением того, что уже говорили
Соколовская, рассказывая о новом проекте, полемизирует с "номенклатурными историками блокады", напоминает, что уже в 1945 году
"Снова будут говорить по поводу героизма и трагедии, мы с сорок пятого года это слышим, - отмечает Наталия Соколовская. - Слово "трагедия" подразумевает героическое начало, участники трагедии, как правило, герои, так что понятия "героизм" и "трагедия" друг другу не противоречат никак".
Готовится к публикации новое издание "Блокадной книги" Гранина и Адамовича, в котором будут представлены и дневники, которые вел последний в то время, когда создавалась книга, когда входили в ленинградские коммуналки писатели - фронтовик и партизан Великой Отечественной, когда они вновь и вновь выслушивали свидетельства блокадников, когда читали их записи.
Адамович в своих дневниковых заметках возвращается вновь и вновь к мысли об "уроке Ленинграда всему человечеству": "Человек несчастен и оттого, что сам себя не знает. И потому вдруг враг себе - как в блокаду... Себе - человеку. И оттого, что обнаруживаете в себе состояния, которые потом забыть не дано, а жить с памятью о них и тревожно, и не хочется.... Кто-то сказал: человек таков, насколько он способен, сколько может услышать о себе, понести правды".
А в "Ленинградцах" - поразительные свидетельства, короткие цитаты из писем горожан, которые сохранила цензор Софья Неклюдова. Они близки к тому, что делала в годы блокады литературовед
"Один ленинградский младенец на вопрос, кого он больше любит, папу или маму, ответил: "Папу, маму и отбой".
"Живу, как моль, проедая свои тряпки".
"Мы живем уже не так, как в прошлом году. Я уже сижу на стуле без подушки и ношу бюстгальтер...". Нынешнему поколению уже надо объяснять, что сидеть было больно - на костях, а у женщин от голода буквально пропадала грудь.
"Соседка моя, старуха, всегда ждала меня у двери с топором, с целью отнять карточки от голода. Но я была сильнее ее, и всегда отнимала у нее его".
"Утром 1-го мечтала подольше поваляться в кровати, почитать, отдохнуть, но нахальные немцы (совсем обнаглели) без предупреждения, как трахнули снарядом в дом 27, аж дом наш заходил и кровать моя стала заниматься утренней зарядкой..."
"Вот идешь по улице и встречаешь людей, которых я определяла в больницу и их несли на носилках умирающих. А сейчас они бегут на работу. Значит, они делают большое общее дело - "победить!" Смотрю им вслед, и становится хорошо на душе".
В "Ленинградцах" есть отдельная большая глава, посвященная созданию, работе, разгрому во времена "Ленинградского дела" и возрождению Государственного мемориального Музея обороны и блокады Ленинграда, что в Соляном переулке. 2014 год памятен для этого знакового для города места тремя датами - 70 лет назад в Соляном городке открылась выставка "Героическая оборона Ленинграда", которая потом переросла в музей, 65 лет назад начался разгром музея и 25 лет назад музей был возрожден.
"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся...", - эти слова из Послания апостола Павла к коринфянам, как говорит Наталия Соколовская, стали той самой тайной блокады - пройдя через нее, выжившие изменились все. Эти слова стали эпиграфом к еще одной книге, которая должна вот-вот увидеть свет в "Лениздате" - "Записки оставшейся в живых. Блокадные дневники Татьяны Великотной, Веры Берхман, Ирины Зеленской". Эти женщины были сестрами милосердия в годы Первой мировой войны, а потом оказались в аду Ленинградской блокады.
Вера Берхман начала вести дневниковые записи после смерти своей сестры Татьяны Великотной. Вот что она пишет в сентябре 1942 года: "Мучит меня то, что я все съедаю. Не спрятать, не разделить, не воздержаться. Но все же - не меньше ли я теперь животное? Много плачу и как только заплакала, так плачу ежедневно. Умом я начала охватывать ужасы, сердцем - сострадать, где только можно. Начала с Божией помощью приневоливать волю к добру. Слезы - моя радость, моя бодрость, они умывают грязь и ржавчину. О, какие у меня порывы к животной жизни, к скотской, к распущенности. Жадность, невнимание к людям. Лишь бы себе покой. Лишь бы поесть. Какое животное!... Когда же кончится это страдание, подсказки совести? Второй Голод Любви - и нет к ней сил. Всегда побеждаюсь... Но сейчас... голода зимы 1941/1942 ведь нет, и не имею права сказать: "Голодно!" Но мы, истощенные, неполноценность нашу возместить не можем, не получаем того, что по истощению надо. Это уж истощение сердца, питания клеточек, всей нервной системы.... Господь коснулся меня сейчас в грозе и буре, - я в смятении чувств, сама знаю, что сейчас не прежняя я, но и еще не такова, как должно быть..."
"Приневоливать волю к добру", вот задача, которую решали ленинградцы, - спасти свою душу, сохранить ее, - говорит Наталия Соколовская. - Почти все они в своих дневниках так или иначе касаются этого, пишут о том, как будут поняты теми, кто это будет читать, понимая, что происходящее с ними - бесценный опыт. Вера Берхман пишет в своем дневнике буквально следующее: "Благодаря годам 41 и 42 я проснулась для живой веры и для живой любви и осознанию жизни бессмертной, вечной и непреходящей".
Галина Артеменко