Процесс создания автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" завершится в I полугодии 2014 года. Об этом 27 декабря в Минске на пресс-конференции "Российско-белорусское взаимодействие: итоги 2013 года" заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков, передаёт 28 декабря корреспондент ИА REGNUM.

"Мы рассчитываем, что к середине 2014 года холдинг "Росбелавто", может заработать", - заявил Суриков. По его словам, проблема создания автохолдинга решается и "дела движутся к завершению".

По мнению российского дипломата, не в интересах официального Минска затягивать данный процесс, т.к. конкуренция ужесточилась и "МАЗ" теряет свои позиции на российском рынке, поэтому "не надо тянуть резину, если она там есть". Что касается "КАМАЗ", то его положении на российском рынке также осложнилось - его доля вместе с "МАЗ" снизилась до 55%. Однако в содружестве с германским концерном Daimler-Benz AG (один из акционеров ОАО "КАМАЗ") российскому производителю удалось создать новую линейку продукции, сообщил Суриков, констатировав: "За КАМАЗом, с учетом иностранного акционера - будущее. И это надо понимать".

Кроме того, отметил Суриков, важно завершить процесс слияния белорусского госпредприятия "Минский завод колёсных тягачей" (МЗКТ) с подразделением ОАО "КАМАЗ", специализирующемся на выпуске аналогичной продукции для нужд Минобороны. "В России реализуется программа перевооружения", - напомнил посол, отмечая востребованность продукции ВПК.

Напомним, 25 декабря в Москве на заседании Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России Владимир Путин отметил, что Россия является ведущим торгово-экономическим партнёром Белоруссии (49% её товарооборота) и основным инвестором в белорусскую экономику ($5,8 млрд). "Преимущественно это самые ценные инвестиции - прямые инвестиции в системообразующие сектора белорусской экономики: газотранспортную отрасль, обрабатывающие производства, транспорт и связь, - констатировал президент РФ. - В числе крупнейших высокотехнологичных инвестиционных проектов - сооружение Белорусской атомной электростанции (общий объём финансирования - около $10 млрд), формирование холдинга "Росбелавто" на базе КамАЗа и МАЗа, совместная работа компаний "ЕвроХим" и "Гродно Азот".

Официальный Минск согласился на продажу МЗКТ российскому инвестору, а также на создание СП "Росбелавто" и реализацию других крупных проектов в промышленной сфере - об этом было заявлено 17 декабря на заседании президиума Совмина Белоруссии. На заседании первый зампред Совмина Владимир Семашко доложил о создании "Росбелавто", сообщив, что подписан договор с консорциумом Chadbourne&Parke LLP и Sorainen на проведение юридической экспертизы возможности заключения и реализации договора доверительного управления акциями ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". Реализация проекта предусматривает создание холдинговой структуры путем передачи ей пакетов акций двух автопроизводителей (75% плюс одну акцию передаст МАЗ и 49,9% - КамАЗ). "Если решение об эффективности создаваемой структуры будет положительное, а для этого есть все предпосылки, то в ближайшее время планируется решить вопрос по уставным документам, - сказал Семашко. - Я считаю, что у нас есть шансы в первом полугодии следующего года создать совместную структуру, которая условно пока называется "Росбелавто". Семашко отметил: "При создании структуры МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КАМАЗа". Он сообщил также, что продажу пакета акций ОАО "МЗКТ" российскому инвестору решено осуществить в 2014 году через дополнительную эмиссию акций по рыночной стоимости.

Отметим, создание российско-белорусского автохолдинга "Росбелавто" обсуждается с 2010 года и является, по мнению экспертов, знаковой, индикатором способности России и Белоруссии к примышленной интеграции. За время переговоров российская госкорпорация успела сменить название на "Ростех", но осталась в числе акционеров Камского автозавода. Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что не видит смысла в создании "Росбелавто" и налагал вето на итоги достигнутых сторонами договорённостей. По итогам заседания глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге 20 ноября председатели правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович заявили: следует принципиально решить вопрос об объединении ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ". В частности, председатель правительства РФ сказал: "Мне кажется, что нам уже давно пора либо завершить эту дискуссию и перейти к реальному объединению, либо закрыть эту тему, потому что она тянется давно. Это нервирует и трудовые коллективы, собственников или представителей собственников, а результата нет". ОАО "МАЗ" является госпредприятием и производителем широкой номенклатуры продукции, в т.ч. автобусов и другой коммунальной техники. На российский рынок приходится около 80% продаж белорусских грузовиков. За время переговоров о создании "Росбелавто" продажи белорусских грузовиков в России значительно сократились. Вступление России в ВТО ожесточило конкуренцию на российском рынке, где продажи грузовиков "МАЗ" за 9 месяцев 2013 года снизились до 9,3%. Продажи грузовиков "КАМАЗ" также сократились, однако при этом камский автозавод сумел увеличить долю на российском рынке с 33,5% до 45,6%.

Как сообщало ИА REGNUM, 21 октября в Минске на встрече с руководителями СМИ стран СНГ Александр Лукашенко заявил, что с созданием российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" не следует торопиться, т.к. есть риск повторения негативной истории объединения ОАО "Уралкалий" и "ОАО "Беларуськалий" в рамках ЗАО "Белорусская калийная компания". В частности, он сказал: "Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок - нет. КАМАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких". Лукашенко уточнил: "Я предложил КАМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия".