Михаил Агаджанян: Рука непубличной дипломатии на пульсе Ближнего Востока
Москва, 26 декабря, 2013, 11:48 — ИА Регнум. За несколько недель до начала работы конференции по сирийскому урегулированию крупнейшие ближневосточные силы примериваются к возможным сделкам по целому ряду острых региональных проблем. Посвящённые источники указывают даже на такие неординарные контакты оппонентов, как, например, встречи представителей Саудовской Аравии и ливанского движения "
В отношении стартовавших консультаций между Эр-Риядом и посланниками шейха
До созыва конференции "Женева - 2" можно приступить к зондажу почвы для доверительных контактов. Но скоротечный переход к непосредственным консультациям вряд ли возможен. Прежде необходимо создать удобные себе условия на смежных направлениях ближневосточных конфликтов. Чем, по сути, ныне занят Иран.
Исламская республика решила спроецировать благоприятный фон оздоровления отношений с Западом и на связи с некоторыми из своих соседей. Здесь выделяется вопрос улучшения отношений Тегерана с руководством ОАЭ. Между двумя соседями по Персидскому заливу имеется застаревший территориальный спор вокруг трёх островов. Выдвинута версия о том, что Тегеран предложил соседу вариант урегулирования. В соответствии с ним, часть архипелага отойдёт к ОАЭ. Взамен эмиратцы согласятся на признание за иранцами суверенитета над островом Абу-Муса (крупнейший из трёх спорных островов) и не станут опротестовывать пребывание здесь иранской военной базы. Несколько косвенных факторов свидетельствуют в пользу вероятности подобной сделки между Ираном и ОАЭ. Иранцы сменили место дислокации эскадрильи штурмовиков Су-25, ранее базировавшейся на Абу-Муса. Этим Тегеран подкрепил свою готовность обсуждать с ОАЭ будущее спорных островов в компромиссном ключе.
Свою часть пути интенсивной дипломатии готова пройти и Саудовская Аравия. Причём, не обязательно, чтобы эти усилия носили в преимущественной мере секретный характер. Эр-Рияд в открытом режиме занялся формированием совместных сил обороны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Заявленная численность группировки - 100 тысяч человек.
Активность соседей крайне беспокоит Израиль. Суть претензий Тель-Авива можно свести к следующему: если в регионе готовятся тайные соглашения и формируются новые межгосударственные конфигурации, то израильская сторона не должна столкнуться с неожиданными для себя сюрпризами. Отсюда и значительная активизация Тель-Авива на информационном поле Ближнего Востока. Тема возможных договорённостей между Ираном и его соседями по Заливу стала обсуждаться на израильских информационно-аналитических ресурсах с завидной периодичностью. Особое внимание обращается на факт толерантной, если не сказать одобряющей, позиции США ко всему, что затрагивает, в частности, вопрос улучшения отношений между Ираном и ОАЭ. Тема блокирования Тегераном Ормузского пролива уже не актуальна. И это очень тревожит израильтян. Если Иран получит легитимную основу для своего базирования на Абу-Муса в Персидском заливе, то это не может произойти без молчаливого согласия США. Тогда налицо полный отход администрации
На этом настораживающем Израиль ближневосточном фоне сближения между недавними антиподами становится понятной его утроенная энергия по сворачиванию неблагоприятных для себя процессов. Пока переговоры между саудовцами и ливанскими шиитами - только экспертная гипотеза, на параллельных треках израильтяне стараются уследить за проявлениями тайной дипломатии. Через считанные дни после достижения 24 ноября в Женеве договорённостей между странами "шестёрки" и Ираном в арабской прессе появились сообщения о ведущихся американцами переговорах с посланниками шейха Насраллы. Об этом в конце ноября оповестили кувейтские газеты. По их данным, почерпнутым от близких к правящей саудовской семье ливанских политических сил ("Альянс 14 марта"), целью США является "держание руки на пульсе событий в регионе, в преддверии возвращения Ирана в международное сообщество". На сообщения газеты последовала ожидаемая реакция Тель-Авива. Через близкие к израильскому руководству информационно-аналитические ресурсы до американских союзников были донесены упредительные сигналы.
В качестве посредника для якобы уже открытого канала доверительного общения между Вашингтоном и спонсируемым Тегераном ливанским движением "Хизбалла" упоминалась британская сторона. Зная до предела натянутые отношения Тель-Авива и Лондона (1), можно с уверенностью предположить, что у израильтян появились дополнительные поводы заподозрить за своей спиной глубоко законспирированную игру. Правила последней представляются крайне неопределёнными. Если вообще можно говорить о неких устоявшихся параметрах продвижения задействованными в игре акторами своих интересов. В настоящий момент позиции Ирана и близких ему региональных сил выглядят предпочтительнее. На их стороне развитая после рубежа "Женева 24 ноября" инициатива. В пользу шиитского лагеря также играет фактор фактической растерянности тех же саудовцев, для которых большим откровением стал, например, факт протекавших с 2009 года скрытых переговоров между Вашингтоном и Тегераном через посреднический канал в лице Омана. Ныне Эр-Рияд стремится продемонстрировать нечто аналогичное, вбрасывая в ближневосточный эфир сюжеты о неисключаемости переговоров Королевства даже с одним из своих последовательных противников из южного Ливана.
Смотр сил и ресурсов влияния, зондаж точек сближения, формирование скоротечных и более длительных альянсов, искусство постановки оппонента на ложный след региональной игры интенсивно разворачиваются на Ближнем Востоке. Индикатором новых веяний в регионе могло бы стать участие Ирана в работе конференции "Женева - 2". По всей видимости, интрига вокруг данного вопроса затянется вплоть до начала третьей декады следующего месяца. Хотя администрация Обамы на днях уже заявила о своём неприятии приглашения Тегерана в швейцарский Монтрё 22 января. Перед иранцами выдвигается условие выступить с официальным заявлением о признании итогового документа (Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года) первой мирной конференции по Сирии. Но Тегеран сдерживает фактор двусторонних соглашений с Дамаском, по которым он обязался поддерживать
(1) Лондон стал всё больше противопоставлять себя израильской политики на Ближнем Востоке. Одним из задействованных британцами ресурсов в этой контригре с израильтянами стали публикации местной прессы, носящие "разоблачительный" Тель-Авив характер. К примеру, газета "The Sunday Times", со ссылкой на источники в израильской разведке, сообщила, что премьер-министр Израиля
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM