Правозащитный центр ВРНС: "Ни из одного региона мы не получаем столько жалоб, сколько из Татарстана"
Москва, 25 декабря, 2013, 19:15 — ИА Регнум. 23 декабря в Москве состоялось заседание круглого стола Правозащитного центра Всемирного русского народного собора на тему "Откуда исходит угроза православию в Татарстане". Были приглашены не только чиновники аппарата президента Татарстана, ответственные за внутреннюю политику, но и православное духовенство, а также лидеры русских и кряшенских общественных организаций (кряшены - самобытный тюркоязычный этнос, большинство представителей его - православные христиане - прим. ИА REGNUM), которых в самом Татарстане для обсуждения проблем приглашают крайне редко. За выступлениями на круглом столе следил корреспондент ИА REGNUM.
Открыл работу мероприятия председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества
Он объявил, что стали известны случаи, когда эмиссары радикальных организаций обращались к православным священникам с требованием принять ислам. Другим вопиющим случаем Чаплин назвал стремление местных чиновников демонтировать поклонные кресты, установленные в селе Сухарево Нижнекамского района Татарстана.
Далее он подчеркнул, что возвращение храмов религиозным общинам является "законным и справедливым требованием". "Существует 6-летний срок от подачи заявления от религиозной организации до окончательной передачи храма: за это время располагавшееся в его помещении учреждение или организация должны освободить его", - объяснил присутствующим глава Синодального отдела.
Одновременно протоиерей поблагодарил правоохранительные органы, мусульманские религиозные организации и лично президента Татарстана
После этого Всеволод Чаплин сообщил, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил посмертно орденом Славы и чести I степени мусульманского богослова
Руководитель Департамента по вопросам внутренней политики аппарата президента Татарстана
После этого Александр Терентьев изложил свое видение угроз, перед которыми стоит Татарстан: "Действия экстремистов псевдорелигиозных организаций, политизация национального вопроса со стороны ряда деятелей общественных организаций и нарастающие миграционные потоки". Говоря о разнице в количестве православных и мусульманских приходов, Терентьев сообщил, что в Татарстане 320 православных церквей и 1180 мечетей. Однако эта информация была воспринята скептически: по статистике ДУМ в республике 1524 мечети, а по данным Татарстанской митрополии в республике всего 225 действующих православных объектов (9 монастырей, 145 храмов, 35 часовен, 12 молитвенных домов, имеющих престол, 24 молитвенных помещения на территории монастырей и при государственных учреждениях).
Слыша скептические реплики из зала, Терентьев озвучил старый тезис, предложенный для объяснения диспропорции еще в 1990-х годах его патроном, бывшим президентом - госсоветником
Касаясь "кряшенского вопроса", Терентьев впервые за всю его более чем 20-летнюю "современную" историю признал, что накануне и в период Всероссийской переписи населения 2002 года (когда из республики поступали массовые жалобы от кряшен, что их принуждают записываться "татарами" - прим. ИА REGNUM) "прозвучало против кряшен и о кряшенах много такого, чего не должно было вообще звучать никогда и нигде". Кроме того, само обстоятельство, что поджоги церквей сейчас происходят в кряшенских деревнях, лично у него "вызывают тревогу". Тем не менее, в Татарстане есть государственный кряшенский ансамбль, проводятся ежегодно фестивали, уделяется большое внимание заботе культурным нуждам кряшен и т.д. Одновременно Терентьев переложил проблему отсутствия кряшенских священников на самих кряшен, обвинив их в лености: "Они сами не хотят учиться в семинарии".
Была затронута и "проблема СМИ", которые разрушают позитивный имидж Татарстана на федеральном информационном поле: "У нас не может не вызывать возмущение работа некоторых информационных ресурсов, которые, применительно к Татарстану употребляют выражения "ползучая исламизация", "шариатские патрули" и другие". После этого Александр Терентьев, оторвавшись от чтения доклада, попытался лично парировать сделанные протоиереем Всеволодом Чаплиным замечания.
"Поклонные кресты ставились без решения сельских сходов, они могли помешать дорожному движению, а угрозы принять ислам священнику из села Базарные Матаки и поджог его дома за отказ это сделать - это события 2010 года, т.е. трехлетней давности", - пояснил чиновник, добавив, что и муфтий Татарстана, и власти республики приглашают Чаплина приехать и посетить Татарстан, посмотреть, доверяя своим глазам, а не публикациям в некоторых СМИ.
В свою очередь, глава Синодального отдела ответил, что он благодарен за приглашение, но у него плотный график, и "если будет благословение патриарха, то он посетит республику".
Кряшенский священник из села Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о. Димитрий (Сизов) "изнутри" доложил ситуацию по духовному окормлению кряшен. Он напомнил, что кряшенская миссия - это идейный союз кряшенского духовенства, мирян и всех поддерживающих идею воцерковления этого самобытного православного тюркоязычного этноса. О. Димитрий выделил проблемы, которые существуют у данной деятельности: отсутствие централизации, дающей полномочия на эту деятельность; отсутствие финансирования, в результате чего немногочисленным кряшенским священникам приходится на свои скудные средства ездить по деревням; дефицит кадров и отсутствие политики по их подготовке; катастрофическая нехватка церквей.
В отличие от Александра Терентьева, о. Димитрий продемонстрировал владение информацией. На 192 кряшенских населенных пункта в Татарстане приходится семь кряшенских священников, из которых шестеро служат на церковно-кряшенском языке. Остальные 12 священников из числа кряшен разбросаны по другим местам (всего в Татарстане 19 священников-кряшен). 14 зарегистрированных приходов в кряшенских деревнях остаются вакантными, в 11 кряшенских деревнях есть храмы дореволюционной постройки, однако они до сих пор в запустении или не восстановлены.
Священник подчеркнул, что 3 церкви и 1 часовня в Татарстане были сожжены именно в кряшенских деревнях. Будут ли они восстановлены в том же архитектурном виде или это будут наспех собранные срубы, пока неизвестно. "Отсутствует миссионерская политика в отношении кряшен, в итоге мы видим, как кряшены исламизируются, среди них появляются ваххабиты", - сообщил о. Димитрий.
По его мнению, через татарские школы, куда принимают кряшен, "происходит насаждение религиозно-нравственных ценностей татарского народа, которые базируются на исламе, а не на православии". Школ же с кряшенским этнокультурным компонентом на 250 тысяч кряшен (именно столько, по данным представителей движения, сейчас кряшен в Татарстане) практически нет. "Из-за того, что происходит в отношении кряшен в Татарстане, мы можем потерять целый православный народ", - полагает о. Димитрий. Он также напомнил, что в Татарстане кряшен по-прежнему приписывают к татарам-мусульманам, как их составную часть.
"Если кряшены себя считают кряшенами, то значит, они такие и есть!" - возмутился протоиерей Всеволод Чаплин. Он напомнил слова патриарха Кирилла, что приход - это не только место богослужения, там обязательно должна вестись активная миссионерская, социальная и молодежная работа.
Доцент Казанской духовной семинарии, краевед Анатолий Елдашев начал свое выступление в продолжение слов Чаплина: "Кряшены - это отдельный народ, это отдельная нация. Точно так же, как нелепо звучало бы выражение "русский-украинец", точно так же глупо звучит и "татарин-кряшен", ведь кряшены никогда не принимали ислам". Ученый вкратце обрисовал ситуацию с сохранением православных святых мест в Татарстане, предложив сконцентрироваться на Казани.
В частности, на территории Казанского кремля существовал Спасо-Преображенский монастырь, у которого был свой погост с захоронениями исторических личностей, была "пещерка" за алтарем, где были похоронены митрополит Ефрем, венчавший на царство
Затем слово взял исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ), старший преподаватель кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Вадим Козлов, который прибыл на круглый стол вместе с Александром Терентьевым (об особой роли этого ученого по составлению экспертных заключений уже рассказывал профессор-социолог, председатель Общества русской культуры Татарстана
"Эти настроения не имеют под собой оснований", - заверил присутствующих Козлов. Он сообщил, что возглавляемый им центр за 3 года провел более 300 экспертиз на предмет разжигания ненависти по национально-религиозному признаку. Доказательством объективности работы КМЦЭ является, по словам Козлова, то, что его работой возмущаются как исламисты, так и русские националисты. "В том-то и заключается профессионализм экспертов, что они должны быть объективными, а суд принял наши экспертизы, т.е. признает их качество", - сообщил директор КМЦЭ.
Выступление Вадима Козлова парировал председатель Общества русской культуры Казани
Щеглов сообщил присутствующим, что во время заседания круглого стола возле полномочного представительства Татарстана в Москве проходит пикет в защиту русского языка. "До чего же мы дожили, если москвичи вышли на улицу, чтобы защищать русский язык в Татарстане?" - спросил Щеглов, обращаясь к собранию. После этого он задал вопрос лично Вадиму Козлову: "Когда русские начнут уезжать из Татарстана, на кого тогда вы будете писать экспертизы о пропаганде русского фашизма?".
Обращаясь к Всеволоду Чаплину, Михаил Шеглов сказал: "Вас от руководства Татарстана тут уже пригласили посетить республику, но мы Вас тоже приглашаем. Приглашаем посмотреть не на потемкинские деревни, а посмотреть на наши проблемы, с которыми православным приходится жить в регионе". Щеглов сообщил о важном обстоятельстве, которое привлекло внимание главы Синодального отдела: "В Татарстане в ультимативной форме всем родителям позволяют изучать в школе только два модуля "Основы светской этики" и "Основы мировых религий", а выбирать другие модули нельзя".
Это возмутило главу Синодального отдела МП РПЦ: "Каждый родитель должен иметь право на выбор любого из 6 модулей для своих детей, и местные органы власти обязаны предоставить такую возможность. Даже если из класса всего один ребенок, чьи родители хотят, чтобы их сын или дочь изучали "Основы православной культуры" или "Основы исламской культуры", школа, региональные органы власти должны обеспечить такую возможность. Это федеральный закон", - напомнил о. Всеволод Чаплин.
Настоятель храма Ярославских чудотворцев в Казани о. Алексий (Чубаков), который был направлен в Москву от Татарстанской митрополии, начал с рассказа, что раньше он служил в Курске, а последние 12 лет служит в Казани и чувствует, что в Татарстане отношение к Православной церкви гораздо лучше. "Я не могу сказать, что, общаясь с местными властями, натыкаюсь на непонимание с их стороны. Все наши обращения рассматриваются", - поделился своими впечатлениями священник. Он особо отметил, что председатель Общественной организации кряшен Татарстана, гендиректор госхолдинга "Ак Барс"
Взявший слово директор Правозащитного Центра Всемирного русского народного собора
Он напомнил про исследования научного сотрудника РИСИ
"Когда нам рапортуют о том, что в Татарстане проведено столько-то фестивалей, даются деньги на фольклорные ансамбли, построено столько-то церквей, это что? Этим Татарстан не отличается от других регионов. И на Чукотке местные власти поддерживают фольклорные ансамбли и проводят фестивали, но теракты в виде поджогов церквей там не происходят. Это есть только в Татарстане, и только из Татарстана в Москву идут просто потоки жалоб на притеснение православных народов", - описал ситуацию Силантьев.
"Обратите внимание, что есть две республики с компактно проживающим мусульманским населением в Поволжье - Татарстан и Башкирия, в них очень много похожего. Но вот таких происшествий в Башкирии, слава Богу нет, а это значит, что ответственные за внутреннюю политику в Уфе работают лучше", - прозрачно намекнул эксперт на несостоятельность присутствовавшего в зале Александра Терентьева.
По словам Силантьева, по уровню межрелигиозной стабильности Татарстан сегодня находится в России на последнем месте, и сравнить его можно только с Дагестаном. При этом власти в Татарстане сами помогали в распространении и укреплении ваххабизма, когда в 1998 году насильно объединили всех мусульман в Татарстане в единое Духовное управление (инициатива экс-президента Минтимера Шаймиева - прим. ИА REGNUM), а муфтием поставили
Силантьев напомнил, что в 2002 году патриарх Московский и всея Руси
Религиовед напомнил, что он с 1999 года бывает в Татарстане ежегодно, и такого количества жалоб на местных чиновников и "их неадекватную политику в отношении православия и традиционного ислама не получал нигде". Силантьев привел в пример один случай: когда он приехал с неофициальным визитом в Набережные Челны, чтобы оценить ситуацию, то благочинному этого округа позвонил из АП РТ ответственный чиновник Вячеслав Никифиров. Он в ультимативной форме потребовал от него не устраивать встречи с кряшенами и не давать им возможности рассказать Силантьеву о своих проблемах. Делал ли это Никифиров по своей инициативе, или кто-то ему приказал, Силантьев не пояснил, но добавил, что "в Азербайджане православные чувствуют себя лучше, чем в Татарстане".
"Обратите внимание, Азербайджан - это отдельное мусульманское государство, но там церкви не жгут, а Татарстан - это ведь часть России". По его словам, упования на то, что "межконфессиональный мир в Татарстане никто не сможет разрушить", очень наивные: "В Сирии 1500 лет мусульмане и христиане жили бок о бок вместе, но ваххабитам хватило всего одного года, чтобы все там взорвать".
Председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани
По словам Фокина, последний съезд Всемирного конгресса татар однозначно резюмировал, что татары - это мусульмане. При этом участвовавший в работе съезда и избранный в состав исполкома ВКТ руководитель Общественной организации кряшен Иван Егоров вольно или невольно, но признал себя татарином, и теперь, как член исполкома, обязан проводить в жизнь установки съезда. Так что опасения кряшен за своё этноконфессональное благополучие не лишены оснований", - заявил Фокин.
Журналисты газеты "Комсомольская правда"
По словам журналиста, "совершенно аналогичные вещи мы наблюдаем теперь в Татарстане: абсолютно необъяснимое нежелание признавать проблему ваххабизма". Стешин обнародовал любопытный факт: тираж "Комсомольской правды" с их репортажем о ситуации в республике в Татарстан просто не попал, поскольку был целиком выкуплен, в киоски этот номер не поступил. "А кто его выкупил?" - раздался голос из зала. "Какие-то добрые люди", - с сарказмом ответил Стешин и посмотрел на сидящего рядом Александра Терентьева. Терентьев живо отреагировал: "А в интернете ваш репортаж есть? Я, вот, его не читал...".
"В Татарстане почему-то к ваххабизму относятся как хулиганству, - продолжил рассказ другой журналист "КП" Александр Коц. - Люди напуганы: с одной стороны, им угрожают ваххабиты, с другой стороны, чиновники обвиняют в разжигании исламофобии. В Базарных Матаках появились "шариатские патрули", а сельские батюшки рассказывают, что ваххабиты чуть ли не у них на паперти ведут свою агитацию". Единственное, что, по мнению журналистов, спасает Татарстан - это большое количество межнациональных и межрелигиозных браков. "Меня просто удивляет реакция властей Татарстана: они любые разговоры о ваххабизме в республике воспринимают как личное оскорбление", - резюмировал Александр Коц.
Роман Силантьев добавил к сказанному: "Вы можете себе представить в Чечне автопробег "Хизб-ут-Тахрир"? И чтобы потом его участники отделались со второго раза лишь штрафами за нарушение
После таких обвинений руководитель Департамента по вопросам внутренней политики АП РТ Александр Терентьев попросил дать ему ответить на все замечания, поскольку торопился на самолет, чтобы вернуться в Казань. Его финальную речь следует привести целиком:
"Журналисты приезжают в Татарстан с уже заранее сформированной установкой, которую можно выразить словами "Зачем надо встречаться с местными властями, все равно они не скажут правду". Вы даже не хотите выслушать нашу точку зрения. Я понимаю, что тут многие вспоминали то, что происходило в Татарстане в 1990-е и 2000-е годы, но ведь сейчас все по-другому. Вы говорите, что власти Татарстана церкви не возвращают, но ведь митрополит (митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий - прим. ИА REGNUM) и не просит их вернуть! Почему претензии властям выставляете?! Вы говорите, что новые общественные организации русских и кряшен созданы сверху, но у них в районах есть свои отделения, а есть ли они у Общества русской культуры Татарстана, например? То, что тут говорят, что русские начнут или уже уезжают из Татарстана, - это же все страшилки! Демографическая динамика у русских в Татарстане между переписями положительная, и не надо говорить, что это, якобы, кряшенская молодежь записалась русскими.
Да, власти признают проблему ваххабизма теперь. Было три волны проникновения его в Татарстан: это арабские проповедники, это те, кто учился в зарубежных странах, и это теперь мигранты. Но мы ведь боремся. Есть много среди ваххабитов заблудших, их надо вернуть на истинный путь. И я говорил всего о 3% ваххабитов, а остальные 74% опрошенных татар вообще не имеют представлений о разных течениях ислама, и просто идентифицируют себя как мусульмане, лишь 14% себя четко обозначили как ханафиты. Вы, Роман Анатольевич (Силантьев - прим. ИА REGNUM), в своих оценках все-таки политизируете видение ситуации. Очень много страшилок! А жить ими нельзя. Счастье многих регионов в том, что они не знают своего несчастья. Но могу сказать в конце... я тороплюсь в аэропорт, разговор был полезным, мы не отрицаем, что многое неоднозначно, но мы будем работать".
Однако собравшегося уходить Терентьева остановила руководитель Центра национальных проблем образования Института развития образования Министерства образования и науки РФ
Она напомнила, что сегодня русских в Дагестане осталось 4,2% от всего населения. "Хакимов (
Не найдя контраргументов, Александр Терентьев спешно покинул мероприятие. После него выступил руководитель молодежного крыла Общества русской культуры Татарстана
При этом, по словам Филиппова, все это сильно контрастирует с деятельностью сепаратистов из Татарского общественного центра и Союза татарской молодежи "Азатлык", чью штаб-квартиру в центре Казани 15 лет оплачивали из госбюджета. Обращаясь к Вадиму Козлову, Филиппов сказал: "Я был на митингах "Азатлыка" и "Хизб-ут-Тахрир" в центре Казани, где они стояли со знаменами халифата, там же были высокопоставленные начальники из полиции, я им прямо говорил, что это флаги экстремистской организации, а речи, которые они произносят, далеки от Конституции РФ. Однако мне ответили, что "все нормально, все под контролем". А вашему, господин Козлов, центру экспертиз понадобилось полгода, чтобы признать, что это были знамена террористической организации".
"Никто почему-то в Татарстане не видит экстремизма в плакатах "Чемодан, вокзал, Россия!", однако сразу готовы признать славянский коловрат символом, разжигающим межнациональную рознь", - продолжил Филиппов. В конце выступления он объяснил, почему молодежь не идет в церкви - "потому что знает, что происходит в митрополии, какие нравы царят и в Казанской духовной семинарии, и как непринципиален в отстаивании прав православных митрополит Анастасий".
Завершил круглый стол член Бюро президиума Всемирного русского народного собора, генерал-лейтенант Владимир Шатохин, который предложил считать это мероприятие частью следующего собрания Всемирного русского народного собора, который будет посвящен межнациональным отношениям.