Об этом директор Государственного Эрмитажа заявил на пресс-конференции, отвечая на вопрос, какое музейное событие явилось для него наиболее ярким в уходящем году. Он отметил, что "самое яркое событие всегда происходит завтра или послезавтра". И самую важную дату музею только предстоит отметить - в январе Эрмитаж, который, по словам, Михаила Пиотровского "всегда был символом блокадного города" будет праздновать 70-летие полного освобождения Ленинграда советскими войсками от блокады его немецко-фашистскими войсками.

Как рассказал заместитель директора по выставкам и развитию главного музея России Владимир Матвеев, в честь этой даты будет представлена богатейшая коллекция материалов эрмитажных фондов, посвященная дням блокады в Ленинграде.

"Это, например, совершенно уникальные серии рисунков проектов архитектора Александра Никольского. В зиму 1941-1942 годов он жил в общежитии-бомбоубежище №3 в Эрмитаже и создавал проекты Арок Победы для Ленинграда - такая вот удивительная позиция", - рассказал Матвеев.

Он также отметил, что в музее сохранились "трогательные, если не были б столь суровыми" служебные документы, свидетельствующие, как наказывали людей за то, что они не заходили в бомбоубежище, о том, как началась блокада в Ленинграде и как осуществлялась работа по упаковке и отправке коллекций музея. Также в январе в Эрмитаже планируется выставка объектов блокадного времени. "У нас, например, сохранился шкаф для хранения нумизматических коллекции с застрявшими осколками снаряда", - рассказал Матвеев.

Также, как отметила советник директора Эрмитажа историк Юлия Кантор, сотрудники музея в настоящее время исследуют ставшие недавно доступными документы, связанные с пребыванием во время блокады эрмитажных экспонатов в Свердловске - нынешнем Екатеринбурге, куда ушли два эшелона с экспонатами музея.

"Эти рассекреченные документы дают полную картину того, как отразилась своеобразная культурная эрмитажная "инъекция" на жизнь не только самого Свердловска, но и области. Читалось большое количество лекций, проводились встречи в госпиталях и школах", - рассказала Кантор.

Кроме того, по словам советника директора Эрмитажа, в музее начали собирать воспоминания тех, кто жил в блокаду в эрмитажном бомбоубежище. "На эту инициативу откликнулись люди, которых "раскидало" по разным территориям бывшего СССР. Эти воспоминания поступят в архив музея", - сказала Кантор.

Комментировать инициативу Смольного относительного масштабного празднования 70-летия снятия блокады, в рамках которого правительством города предусмотрены "исторические реконструкции, инсталляции и выставки, передающие атмосферу жизни блокадного Ленинграда, с вовлечением жителей и гостей города в действие", директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не стал.

"Я не знаю деталей того, о чем сейчас идет речь, однако реконструкции могут быть разные, все зависит от того, как это сделано, от чувства вкуса, если хотите, которое мы в Эрмитаже стараемся воспитывать. И мне кажется, мы имеем право показывать, как это надо делать", - сказал Пиотровский.

Он напомнил, что музей уже организовывал "блокадную" реконструкцию в подвалах Эрмитажа. "Мы с помощью ленфильмовских декораций реконструировали то самое общежитие-бомбоубежище, звучали записи тревожных сигналов-оповещений о бомбежке, люди вспоминали, как это было. Было страшно, надо сказать", - заключил Пиотровский.

Напомним, что зимой 1941-1942 годов и осенью-зимой 1943-го музейные общежития-бомбоубежища населяло примерно 2 тысячи человек. Своды подземелья сохранили жизнь работникам самых разных учреждений Ленинграда: здесь находились не только сотрудники Эрмитажа, но и Академии художеств, Пушкинского Дома, Ленинградского государственного Университета и многих других учреждений науки и культуры. Ночами и вечерами, в перерывах между сменами и вахтами, люди писали здесь дневники и мемуары, готовили к защите диссертации.