Пресс-служба президентуры Молдавии 19 декабря распространила сообщение о состоявшейся в Анкаре встрече молдавского президента Николая Тимофти с президентом Турции Абдуллой Гюлем. На встрече, по данным молдавской президентуры, турецкий лидер заявил, что "все граждане Республики Молдова, в том числе в Гагаузии, выиграют от последствий интеграции в Европейский союз", и добавил, что внешняя политика страны "должна продвигаться исключительно центральными государственными органами". Заявление последовало в контексте того, что Николай Тимофти выразил сожаление, что "некоторые лидеры в Комрате не поддерживают официальную политику сближения с Европейским союзом и хотят инициировать референдум о присоединении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана". При этом в сообщении пресс-службы президента Турции о встрече с Тимофти Гагаузия упомянута лишь однажды - в контексте того, что Гагаузская автономия является "мостом дружбы" между молдавским и турецким народами и странами.

В связи с этим ИА REGNUM направило запрос для получения официальных комментариев председателя Народного собрания Гагаузии Дмитрия Константинова и главы юридической комиссии гагаузского парламента Ивана Бургуджи. Как сообщили в Народном собрании, Константинов в настоящий момент находится в отпуске за рубежом. Ниже ИА REGNUM публикует переданный в редакцию комментарий председателя постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ Ивана Бургуджи:

"Верить пресс-службе молдавской президентуры, впрочем, как и самому молдавскому президенту, по поводу высказываний президента Турции, г-на Абдуллы Гюля в ходе состоявшейся в Анкаре его встречи с президентом Молдавии Николаем Тимофти, я бы поостерегся - как говорится, себе дороже обойдется. Особенно учитывая тот факт, что сам президент РМ, г-н Николай Тимофти является, мягко говоря, патологическим "сказочником", продвигающим идеи маниловщины в отношении гагаузов и Гагаузии в целом. Если судить по его сказкам, то гагаузы, пребывая в лоне Республики Молдова, живут как в раю, счастливы, всем обеспечены и ни в чем не нуждаются. Так, выступая на осенней сессии ПАСЕ в 2012 году, г-н Тимофти не моргнув глазом, солгал, что официальный Кишинев делает все возможное для сохранения и поддержки гагаузской культурной и языковой самобытности. Мало того, г-н Тимофти с высокой трибуны ПАСЕ рассказывал сказки, что якобы официальный Кишинев выделяет из молдавского бюджета существенные средства на изучение, поддержку и развитие гагаузского языка, но, мол, гагаузы сами "не желают изучать свой язык". На мой взгляд, такого оскорбления из уст первого лица государства гагаузы не получали с 90-х годов прошлого столетия, когда на стенах парламента Республики Молдова висели плакаты "Лучший гагауз - мертвый гагауз" и "Дадим гагаузам по два метра земли для могилы".

Что касается субъекта определения внешней политики Республики Молдова, то она действительно определяется центральными властями страны. Никто на это право центральных властей Республики Молдова не покушается. Но Гагаузия, согласно закону, участвует в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающихся интересов Гагаузии. Подчеркиваю, - участвует, а не имеет право участвовать. Следовательно, согласно закону, это обязанность Гагаузии, и никакой господин Тимофти или кто-либо другой не имеют право препятствовать Гагаузии в реализации своего права и обязанности, вытекающего из закона. Чтобы реализовать указанное свое право и обязанность по соблюдению закона, депутаты Народного собрания Гагаузии обоснованно, в соответствии с исключительными полномочиями, предоставленными Гагаузии, назначили консультативный референдум в Гагаузии, чтобы выяснить мнение граждан - какой вектор внешнеполитического развития Республики Молдова они одобряют: "О присоединении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана" или "О присоединении к Европейскому союзу". Исходя из результатов волеизъявления народа, Народное собрание Гагаузии будет участвовать в осуществлении внешней политики Республики Молдова, требуя от центральных властей соблюдения интересов народа Гагаузии. А пока можно сказать только одно: проводимая официальная политика центральных властей Республики Молдова диаметрально противоположна чаяниям и мнению большинства граждан Республики Молдова, проживающих на территории Гагаузии. На мой взгляд, в настоящее время официальную политику центральных властей Республики Молдова по сближению с Европейским союзом не поддерживают не "некоторые лидеры в Комрате", как утверждает г-н Тимофти, а абсолютное большинство населения Гагаузии, впрочем, как и самой Республики Молдова. Не зря же они боятся проведения плебисцитов по этому поводу на остальной территории Республики Молдова.

Следует подчеркнуть, что в связи с проводимой политикой официального Кишинева и официального Бухареста, неоспоримо свидетельствующих о продвижении процессов по объединению Республики Молдова с Румынией, в Гагаузии 2 февраля 2014 года проводится и законодательный референдум "Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение". Указанный референдум призван определить механизм реализации права Гагаузии на внешнее самоопределение в случае изменение статуса Республики Молдова, как независимого государства, закрепленный в законе от 23 декабря 1994 года "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с решением Конституционного суда Республики Молдова от 5 декабря 2013 года о том, что положения Декларации о независимости Республики Молдова от 27 августа 1991 года превалируют над нормами конституции страны. Учитывая, что указанная декларация провозглашает территорию Бессарабии оккупированной территорией, фактически признавая над ней суверенитет Румынии, нет никакой гарантии, что со временем не будет принято еще одно решение Конституционного суда Республики Молдова, закрепляющего юрисдикцию Румынии над территорией РМ. А решение КС РМ от 5 декабря 2013 года - это просто пробный шар, призванный проверить гражданское общество и политическую элиту нашей страны на патриотизм и вшивость.

Следует отметить тот факт, что законодательный и консультативный референдумы в Гагаузии будут проведены 2 февраля 2014 года в любом случае, несмотря ни на какие предпринимаемые официальным Кишиневом запретительные и иные меры по недопущению или срыву проведения указанных референдумов в Гагаузии.

Конечно, указанное решение Конституционного суда Республики Молдова от 5 декабря 2013 года может служить основанием для утверждения и того факта, что Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова, принятая 19 августа 1990 года (на год раньше, чем Декларация собственно Республики Молдова), превалирует над законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и над Уложением Гагаузии, а потому мы возвращаемся в рамки независимой Гагаузской Республики.

А выиграют ли граждане Республики Молдова, проживающие на территории Гагаузии от интеграции в Европейский союз (куда, в принципе, Республику Молдова, в обозримом будущем никто и не собирается принимать), решать самому народу. Это только суверенное право самого народа, а не правителей всяких мастей. Правители приходят и уходят, а народ остается. Наш народ - не слепой, и он чутко подмечает, что европейские чиновники не только сами порою применяют не только двойные, но и тройные стандарты, но и потворствуют официальному Кишиневу применять эти методы и в отношении народа Гагаузии. А это, согласитесь, не прибавляет оптимизма у нашего народа не только по отношению к высшим органам власти и управления Республики Молдова, но и по отношению к еврочиновникам и всей этой шумихе вокруг вроде бы выбранного европейского пути развития нынешним политическим руководством страны.

Преобладающее большинство населения Гагаузии поддерживает слова Ф.И.Тютчева, сказанные еще в 1867 году относительно Европы:

"...Как пред ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы!..

В ее глазах вы будете всегда -

Не слуги просвещенья, а холопы!.."

А гагаузы в своем историческом развитии никогда не были ни рабами, ни крепостными, ни холопами. Они - свободолюбивый и вольный народ.

К примеру, сама Турция парафировала и подписала соглашение с ЕС уже более 50-ти лет назад, но её так и не приняли туда. Так что пусть уж лучше г-н Николай Тимофти, вместо того чтобы сетовать на "некоторых лидеров Гагаузии и её народ", лучше наберется мужества и приедет в Гагаузию, куда его депутаты Народного собрания Гагаузии неоднократно приглашали. Но, видимо, г-н Тимофти считает ниже своего достоинства встречаться с гагаузскими парламентариями. А жаль. Следовало бы поубавить свою спесь. Гагаузы - хоть и малочисленный народ, но, наряду с молдавским народом, - равноправный государствообразующий народ Республики Молдова".

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.