Член парламентской фракции "Союза Отечества" - Христианских демократов Литвы, экс-глава МИД Литвы Аудронюс Ажублалис сегодня, 19 декабря, сделал заявление, в котором обращает внимание на то, что утверждения министра иностранных дел России Сергея Лаврова о двусторонних переговорах по поводу Калининградского транзита, по его мнению, расходятся с правдой. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Насколько мне известно, надеюсь, это подтвердит и министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, никакие переговоры не идут. Хотя раньше представители России не раз мне предлагали это и на заседаниях Межправительственной комиссии в 2010 и 1011 годах, и на встречах руководителей Министерств иностранных дел - это зафиксировано. Но мы опираемся на вступившее в силу в 2003 году трехстороннее соглашение Литвы, России и ЕС об упрощенном транзите через Калининградскую область и другие части России. Этот порядок успешно действует уже в течение десяти лет, и его эффективность признали сами должностные лица России. С самого вступления этого порядка в силу никакое правительство Литвы за стол переговоров о Калининградском транзите больше не садилось", - утверждает политик.

По словам Ажубалиса, намеки Лаврова о стремлении установить новый порядок пересечения территории Литвы напоминает "печально известный Данцигский коридор". Помимо этого, дополнительные льготы на границе, например предлагаемое сегодня Россией введение режима внутреннего движения для жителей Калининграда в радиусе 120 км на территории Литвы, по его словам, нарушило бы Шенгенский договор и понятие внутреннего режима ЕС, разрешающее соглашения об упрощенном порядке для граждан государств, не входящих в ЕС, на расстоянии 30-50 км от границы. Отметим, что Польши это не помешало с Калининградской областью ввести упрощенное пересечение, а сами калининградцы теперь являются главным инструментом стимулирования экономики приграничных территорий Польши, регулярно отправляясь в соседнюю страну за покупками и отдыхая там.

Однако, член Сейма напоминает, что Литва уже несколько лет назад согласовала с Россией текст договора, согласно которому жители соответствующих местностей в 30-50 км от границы могут пользоваться этим упрощенным порядком пересечения границы. Более того - пару лет назад в порядке исключения было дано согласие на применение этого режима в отношении всех граждан Калининграда. Но в последний момент Россия выдвинула новые требования - еще больше расширить географию применения этого порядка и именно на стороне Литвы. Отметим, что российская сторона как раз настаивала на льготном перемещении территории, равной Калининградской области, в свою очередь, для жителей Литвы стала бы открыта вся область.

"Это невыполнимое условие. Ведь свободное передвижение граждан государств, не входящих в ЕС, в радиусе 120 км от Калининграда означало бы, что 2/3 Литвы было бы выброшено из Шенгенской зоны. Помимо этого, из-за этого изменения соседи латвийцы были бы вынуждены восстановить старый режим с Литвой", - считает Ажубалис.

Его особенно удивляет тот факт, что Лавров называет Литву сложным партнером: "Не мы, а Россия осложняет двусторонние отношения, прославляя в государственных регионах оккупационные времена Советского союза, милитаризируя Калининградскую область и уменьшая взаимодоверие в регионе".

Напомним, ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия не может согласовать с Литвой вопросы транзита не только для себя, но и для нужд НАТО в связи с операцией в Афганистане.

"Литовские коллеги ссылаются на соображения безопасности, возникают некоторые технические проблемы, например, какая должна быть скорость поезда, чтобы потенциальные нарушители не спрыгнули и не спрятались в литовских лесах, - рассказал Лавров. - Мы хотели бы получить более конструктивную реакцию на наши предложения по поводу транзита".

Глава российской дипломатии отметил, что такие же проблемы возникают с официальным Вильнюсом даже в вопросе транзита грузов НАТО, членом которой является Литва. "Мы предоставляем НАТО очень комфортные условия транзита в Афганистан и из Афганистана, - напомнил Лавров. - Но мы так и не смогли договориться с литовцами о нормальных, достойных условиях военного транзита, хотя предлагали ровно те же параметры, которые мы предоставляем натовцам для транзита в Афганистан". В итоге была создана паромная переправа в районе порта Балтийск в Калининградской области, уточнил министр.

Напомним также, российская Калининградская область имеет железнодорожное сообщение с основной территорией страны через Литву, транзит не требует получения визы, но по настоянию литовской стороны граждане РФ вынуждены использовать заграничные паспорта, чтобы попасть из одного региона своей страны в другой.