Председатель парламента Молдавии Игорь Корман призвал президента страны Николая Тимофти "серьезнее относиться к внешней политике" и не допускать высказываний, которые могут нанести вред отношениям с Россией. Как сообщил 5 декабря кишиневский телеканал Publika TV, об этом представляющий Демпартию Молдавии Корман заявил в контексте заявлений, сделанных накануне Николаем Тимофти на встрече с госсекретарем США Джоном Керри.

На встрече с Керри Тимофти, в частности, попросил поддержки США в выводе российских войск с территории Приднестровья. "Открыто вам говорим, что нуждаемся в активном участии США в вопросе обеспечения безопасности в регионе. РФ укрепляет военную мощь в сепаратистском приднестровском регионе (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM), не соблюдая свои международные обязанности. Мы решительно требуем вывода войск из региона, а также преобразования контингента миротворцев в гражданскую миссию. Россия поддерживает тираспольскую администрацию, а также антизападные и прорусские силы в Молдавии", - приводит телеканал слова молдавского президента (пресс-служба молдавской президентуры в распространенном 4 декабря пресс-релизе ограничилась "урезанной" версией заявления Тимофти на встрече с Керри: "Мы вам открыто заявляем, что нам необходимо активное участие Соединенных Штатов в обеспечении безопасности в регионе" - прим. ИА REGNUM).

"Наши дискуссии с Джоном Керри не были в духе сделанных главой государства заявлений, - заявил по этому поводу Корман. - Думаю, что нужно серьезнее относиться к внешней политике страны". Спикер подчеркнул, что в интересах Кишинева сохранить хорошие отношения с Москвой. "Это заявление [Николая Тимофти] не вписывается в наши усилия в отношениях с РФ", - отметил Игорь Корман.

Заявления Николая Тимофти также вызвали возмущение у представителей парламентской оппозиции. На заседании парламента Молдавии 5 декабря депутат-коммунист Григорий Петренко потребовал пригласить в парламент главу МИД Молдавии Наталью Герман и директора Службы информации и безопасности Михая Балана для "разъяснений по поводу того, какие проблемы ожидают нас в Приднестровье и в Гагаузии (по версии коммунистов, на встрече с Джоном Керри Николай Тимофти заявил, что Россия готовит для Молдавии провокации не только в Приднестровье, но и в Гагаузии - прим. ИА REGNUM)". "Кроме того, пусть они нам скажут, какого рода военная помощь была запрошена у Джона Керри", - добавил Петренко.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.