Аналитический комментарий

Ноябрь 2013 года был относительно спокойным временем в социально-политической жизни регионов России. Самым крупным эксцессом стал арест мэра Астрахани Михаила Столярова, который стал уже третьим оказавшимся в следственном изоляторе главой административного центра субъекта Федерации (вслед за главами Махачкалы и Ярославля) и 31-м из глав городов, оказавшихся объектами уголовного преследования в течение 2013 года (полный список см. в Приложении 1). Очевидно, что такие шаги являются одновременно усилением политического влияния правоохранительных органов и свидетельством дальнейшего снижения статуса мэров. В то же время вопрос о бенефициариях от таких шагов пока открыт. Если в Ярославле основной удар оказался нанесен по оппозиции в лице "Гражданской платформы", то в Астрахани, наоборот, заговорили о повышении шансов на успех кандидата "Справедливой России" Олега Шеина на возможных досрочных выборах главы города. Потенциально в выигрыше могут оказаться и губернаторы - особенно в том случае, если за снижением статуса мэров федеральная власть подтвердит циркулирующие слухи о возможной новой муниципальной реформе.

Усилия губернаторов были сконцентрированы в ноябре на двух темах - принятии региональных бюджетов и обсуждении сценария проведения досрочных (или очередных) выборов в собственных территориях. Формирование бюджетов было чревато серьезными конфликтами. Снижение темпов экономического роста, необходимость перераспределения части расходов на социальные нужды в рамках реализации президентских указов - все это требовало ревизии обязательств перед местными элитными группами и создавало угрозу нарастания политических конфликтов. Кроме того, во многих территориях пришлось анонсировать сокращение работников администраций - что тоже чревато внутриаппаратными эксцессами. Однако указанные риски в целом удалось минимизировать и утверждение бюджетов прошло относительно спокойно. Вопрос же о влиянии снижения несоциальных расходов на функционирование региональных экономик в 2014 году пока стоит весьма остро. Кроме того, наличие бюджетных дефицитов в подавляющем большинстве российских регионов будет важным ограничителем экономической и политической автономности региональных администраций.

Одновременно значительно выросла активность глав регионов по лоббированию проведения досрочных выборов в своих регионах. Подобные попытки уже предпринимались накануне избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, однако тогда федеральный Центр жестко сдерживал такие проекты, разрешив идти на досрочные выборы главам всего двух регионов - Рязанской области и Москвы. В настоящее время федеральная власть оказалась в двойственном положении. Сдерживать стремление губернаторов к досрочному переизбранию становится все труднее. Однако санкция на досрочные выборы большому числу губернаторов фактически поощряет нагнетание ожиданий ухудшения социально-политической конъюнктуры на 2015 год. Кроме того, федеральной власти придется в этом случае смириться, что часть политического эффекта от реализации президентских указов по повышению зарплат бюджетников по сути окажется "приватизирована" главами регионов в ходе предстоящей избирательной кампании. С другой стороны, досрочные выборы в регионах дают Центру и некоторые плюсы - например, снижение числа избирательных кампаний в регионах в период федерального электорального цикла 2016-2018 года.

Фактор возможных досрочных выборов в регионах актуализирует интригу вокруг соотношения сил между "Единой Россией" и Общероссийским народным фронтом (ОНФ). В течение осени между ними удавалось обеспечивать определенный баланс, устойчивость которого будет зависеть от итогов декабрьской конференции ОНФ. За исключением нескольких территорий сформированный корпус региональных отделений Фронта в целом лоялен губернаторскому корпусу - однако у федерального руководства фронта остаются инструменты для того, чтобы при необходимости скорректировать их позицию (список сопредседателей региональных отделений ОНФ см. в Приложении 2).

Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"

3 декабря 2013 года

Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости

Январь 20136,67
Февраль 20136,58
Март 20136,63
Апрель 20136,65
Май 20136,64
Июнь 20136,52
Июль 20136,47
Август 20136,44
Сентябрь 20136,42
Октябрь 20136,40
Ноябрь 20136,46

Топ-10 событий месяца в региональной политике

1. Крушение самолета в Казани

2. Арест и отстранение от должности мэра Астрахани Михаила Столярова

3. Принятие региональных бюджетов на 2014 год и трехлетних бюджетов

4. Попытки губернаторов ряда регионов пролоббировать назначение досрочных выборов на сентябрь 2014 года

5. Встреча Владимира Путина с участниками Съезда муниципальных образований

6. Назначение Михаила Меня руководителем новообразованного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

7. Поражение Екатеринбурга в борьбе за проведение Экспо-2020

8. Победа заявки Красноярска на проведение зимней Универсиады 2019 года

9. Арест красноярского бизнесмена Александра Баталова

10. Отзыв Центробанком лицензий у ряда региональных банков

РЕЙТИНГ

1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)*
Томская область8,3 (8,1)0,23,3
Амурская область8,2 (8,0)0,24,4
Самарская область8,1 (7,9)0,28,5
Камчатский край8,1 (8,0)0,11,7%
Сахалинская область8,3 (8,3)0,06,6 (5,8%)
Ульяновская область8,1 (8,1)0,03,57
Магаданская область8,0 (8,0)0,00,8
Чукотский АО8,5 (8,5)0,02,6
Пензенская область8,5 (8,5)0,03,2
Хакасия8,6 (8,6)0,02,2
Мордовия8,0 (8,0)0,02,9
Калужская область8,3 (8,3)0,05,58 (13%)
Ивановская область8,3 (8,3)0,02,7
Ямало-Ненецкий АО8,9 (9,0)-0,19,6
Саха8,0 (8,2)-0,210,4
Белгородская область8,2 (8,4)-0,25,8

2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Коми7,8 (7,6)0,28 (12%)
Ленинградская область7,2 (7,0)0,29,14 (14,4%)
Костромская область7,3 (7,2)0,12
Новосибирская область7,2 (7,1)0,19,2
Московская область7,2 (7,1)0,125
Нижегородская область7,2 (7,1)0,110,7
Еврейская АО7,0 (6,9)0,10,65
Тамбовская область7,9 (7,9)0,02,4 (7,5%)
Кемеровская область7,8 (7,8)0,011
Тюменская область7,7 (7,7)0,04,4
Тыва7,5 (7,5)0,00,4
Вологодская область7,2 (7,2)0,03,2 (9,6%)
Ханты-Мансийский автономный округ7,5 (7,6)-0,121,1 (11,2%)
Ростовская область7,5 (7,6)-0,14,2
Иркутская область7,3 (7,4)-0,110,4
Марий Эл7,3 (7,4)-0,11,7 (7,8%)
Санкт-Петербург7,0 (7,1)-0,147
Ненецкий АО7,6 (7,8)-0,22,5

3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Приморский край6,5 (6,3)0,26,3 (7,9%)
Оренбургская область6,4 (6,2)0,28,3
Тульская область6,4 (6,2)0,26,8 (11%)
Челябинская область6,3 (6,1)0,212,3
Бурятия6,8 (6,7)0,12,9
Чувашия6,6 (6,5)0,13,2
Псковская область6,6 (6,5)0,15,4 (37,4%)
Новгородская область6,5 (6,4)0,12
Хабаровский край6,2 (6,1)0,15,5
Забайкальский край6,1 (6,0)0,13,8
Липецкая область6,1 (6,0)0,14,6 (10%)
Кировская область6,0 (5,9)0,14,87 (10,7%)
Курская область6,9 (6,9)0,04,1
Чечня6,6 (6,6)0,0Нет данных
Адыгея6,5 (6,5)0,00,32 (2,6%)
Москва6,3 (6,3)0,0147,8 (9,8%)
Краснодарский край6,0 (6,0)0,010,4 (5,6%)
Алтайский край6,7 (6,8)-0,12,7
Башкортостан6,7 (7,0)-0,315
Свердловская область6,5 (6,9)-0,425,5
Татарстан6,4 (6,9)-0,59,6

4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Владимирская область5,5 (5,2)0,33,1
Карелия4,9 (4,6)0,33,1
Смоленская область4,3 (4,0)0,33,5
Волгоградская область5,9 (5,7)0,210,8 (19%)
Воронежская область5,9 (5,7)0,211,5 (15%)
Пермский край5,8 (5,6)0,213,8
Калининградская область5,8 (5,6)0,23,86
Красноярский край5,8 (5,6)0,222,7
Саратовская область5,8 (5,6)0,27,3
Мурманская область5,1 (4,9)0,28,3 (16%)
Курганская область5,0 (4,8)0,23,9
Ярославская область4,8 (4,6)0,25,9
Северная Осетия3,9 (3,7)0,21,24
Калмыкия3,7 (3,5)0,20
Кабардино-Балкария3,4 (3,2)0,22,7
Ингушетия2,5 (2,3)0,2Профицит 0,35
Ставропольский край5,6 (5,5)0,16,7 (9%)
Омская область5,4 (5,3)0,17,5
Брянская область5,0 (4,9)0,10,6 (1,96%)
Рязанская область4,9 (4,8)0,13,7
Карачаево-Черкесия4,6 (4,5)0,10,07
Архангельская область4,2 (4,1)0,16,7
Дагестан1,6 (1,5)0,12,4
Удмуртия4,5 (4,5)0,06,3
Республика Алтай5,6 (5,7)-0,10,017
Тверская область5,3 (5,4)-0,12,4 (6,3%)
Орловская область4,6 (4,7)-0,12,9
Астраханская область5,9 (6,5)-0,64 (14,4%)

* Цифры бюджетных дефицитов даны на основании публикаций СМИ

Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц и Приложения