Глава МИД Белоруссии Владимир Макей, который сегодня, 29 ноября, принял участие в саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе, не исключил возможности подписания договора об ассоциации Белоруссии с ЕС. Об этом он сказал во время брифинга журналистам, передает корреспондент ИА REGNUM.

- Действительно ли начались переговоры об упрощении визового режима между Белоруссией и ЕС?

Это действительно так. Белорусская сторона готова начать переговоры по упрощению визового режима и реадмиссии, поскольку это выгодно гражданам нашей страны. Мы исходили из этого. Президент, давая соответствующее поручение, исходил из того, что это полезно конкретному человеку.

- Белоруссия планирует подписывать ассоциацию с ЕС?

На данном этапе мы очень плотно работаем над интеграционными процессами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Мы видим там конкретные выгоды и преимущества для Белоруссии. Участие в этом проекте помогает предпринимать нам ряд мер по модернизации нашей экономики, наших предприятий. Но это не означает, что мы полностью закрываемся от сотрудничества с Европейским союзом. Наоборот, мы заинтересованы в очень плотном и плодотворном сотрудничестве. Европейский союз является вторым торгово-экономическим партнером после России. Почти 30% экспорта завязано на ЕС. По этому мы намерены плотно работать по различным направлениям и в различных областях. Что касается формализации отношений с ЕС, то конечно мы были бы заинтересованы в том, чтобы эти отношения были формализованы и поставлены на такую солидную основу, где были бы четко зафиксированы соответствующие выгоды от взаимного сотрудничества.

- Но это не ассоциация, правильно мы понимаем?

Вы знаете, никто не застрахован от того, что в будущем ситуация может измениться. На сегодняшний день мы не ведем речь, чтобы подписывать или парафировать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Мы говорим, что на данном этапе каждая страна участник инициативы "Восточное партнерство" видит по-своему свои связи с Евросоюзом. Кто-то в конечном итоге хочет вступить в ЕС, кто-то хочет иметь тесные связи. Мы хотим иметь нормальные политические и торгово-экономические отношения с Европейским союзом. Я не исключаю, что в будущем может идти речь о каких-то более тесных отношений. Белорусы, судя по опросам европейских институтов по изучению общественного мнения, ощущают себя европейцами больше, чем граждане некоторых наших соседних стран.

- Что дал Белоруссии конкретно этот саммит?

Мы не ожидали от этого саммита каких-то прорывных вещей. Но этот саммит был важен с точки зрения его позитивного контекста, с точки зрения его позитивной атмосферы. Сама эта атмосфера создает возможность для принятия дальнейших шагов для принятия решений, направленных на нормализацию наших отношений с Европейским союзом, углубление и расширение дальнейшего сотрудничества. Мы предложили ряд идей в контексте подготовки к этому саммиту.

- Они были услышаны?

Они были услышаны. Кстати, бизнес-форумы, которые проходили накануне форума - это была наша идея. Она была поддержана. Это очень важно для бизнес-кругов наших стран. Мы предложили подготовить ряд конкретных проектов в рамках "Восточного партнерства". Но эти проекты должны быть ориентированы на конкретных людей. Любая инициатива важна только тогда, когда это могут ощутить на себе простые люди. Если они не чувствуют это то им п... (министр замолчал, начал отрицательно качать головой - прим. ИА REGNUM) не важно, хотел выразиться крепче (заулыбался - прим. ИА REGNUM), не важно какая это инициатива и как она называется. Люди должны получать конкретные выгоды от участия в том или ином проекте. Мы, к сожалению, на двустороннем треке в рамках "Восточного партнерства" не участвуем. Нас изолировали в связи с определенными проблемами. Но мы участвуем в многостороннем треке и всегда говорили нашим европейским партнерам: не надо принимать каких-то негативных шагов по отношению к Белоруссии. Потому, что Белоруссия вносит серьезный и существенный вклад в стабильность в Европе. Возьмите транзит энергоресурсов. Имеет ли Европа какие-то проблемы в связи с транзитом углеводородов из России в Европу. Нет. Есть ли у нас какие-то территориальные претензии к кому-то? Нет. Мы боремся с трансграничной преступностью на наших границах? Боремся. Иногда на границах задерживается по тысячи за месяц нелегальных мигрантов. Почему Европа этого не видит? Мы боремся с торговлей людьми, с провозом наркотиков... Все это вклад Белоруссии в обеспечение европейской безопасности. И отрицать это не может никто.