Геополитика: "Принуждение Приднестровья к евроинтеграции будет постепенным, в европейском духе длительной осады крепости". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Фултонская речь Черчиля, Мюнхенская речь Путина и вот, наконец, Ландсхутская речь Шевчука".

Геополитика: "Принуждение Приднестровья к евроинтеграции будет постепенным, в европейском духе длительной осады крепости"

Время "Ч" неумолимо приближается - 28 ноября в столице Литвы древнем Вильнюсе планируется проведение саммита "Восточного партнерства", пишут "Профсоюзные вести". На предстоящей встрече на высшем уровне с большой долей вероятности предполагается, что Киев и Кишинев подпишут с Европейским союзом соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (Украина 21 ноября объявила о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, а Молдавия планирует в Вильнюсе лишь парафировать документ, в то время как подписание намечено на 2014 год, - прим. ИА REGNUM). Конечно, небо на землю из-за этого не упадет, 29 ноября будет таким же, как и 28-е - изменения будут постепенными, в европейском духе длительной осады крепости.

Различного рода заявления российских официальных лиц о том, что после этого они будут вынуждены строить отношения с этими странами на новых условиях, с учетом национальных интересов, вызывают в западном мире бурю негодования и расцениваются, как "давление бессильного Кремля на молодые демократии", продолжают "Профсоюзные вести". Когда у нас говорят о ситуации "после Вильнюса", то, в первую очередь, обращают внимание на возможные негативные последствия для наших хозяйствующих субъектов, для экономики в целом. Это, безусловно, так. Но нельзя забывать о том, что, подписывая соглашение с ЕС о зоне свободной торговли, Молдавия делает окончательный геополитический выбор. И сближение с Европой - это не столько экономический, сколько политический проект. И проблемы он порождает не только экономические, но и политические. Любой документ, подписанный какой-либо страной с официальным Брюсселем - это утрата части ее суверенитета, делегирование определенной доли полномочий наднациональным, надгосударственным структурам, созданным в рамках европейского объединения.

Самое печальное состоит в том, что двигаясь навстречу Евросоюзу, Молдавия пытается затащить туда и Приднестровье, убаюкивая приднестровцев рассказами об открывающихся на европейском рынке возможностях для приднестровских экономических агентов, общеевропейских ценностях, высоких стандартах жизни, безвизовом режиме, пишут "Профсоюзные вести". Но при этом мнение самих приднестровцев не учитывается. А оно, как известно, было консолидировано высказано в ходе всенародного референдума 17 сентября 2006 г. Абсолютное большинство принявших участие в плебисците однозначно высказались за независимость ПМР и ее дальнейшее вхождение в состав Российской Федерации. Как видим, геополитический вектор Приднестровья проложен в диаметрально противоположном - евразийском направлении. Как в этой ситуации "скрестить" ежа и трепетную лань, и заставить их идти в одном направлении? Наверное, сложно, если не невозможно. Каждая сторона делает свой ответственный геополитический выбор. И сегодня это констатируется и признается всеми заинтересованными сторонами.

Сейчас в политическом бомонде только и разговоров, что об этой зоне - зоне свободной торговли, продолжают "Профсоюзные вести". Эту тему обсуждали глава Приднестровья Евгений Шевчук и премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ в ходе визита последнего в Тирасполь. Она то и дело затрагивается в ходе консультаций политических представителей сторон переговоров, посредников, гарантов и наблюдателей в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), в работе двусторонних экспертных групп по взаимодействию. Говорили об этом и на конференции в Германии.

Понятно, что ничего хорошего многостраничные документы, которые предстоит подписать Молдавии и Украине на вильнюсском саммите, нам не сулят, пишут "Профсоюзные вести". Более того, об их конкретном содержании у нас лишь отрывочные сведения, с полным и окончательным текстом приднестровская сторона не ознакомлена. Наши официальные представители постоянно ставят перед Молдавией, Украиной, ЕС вопросы в стиле "как это будет", но не получают на них ответы, а если и получают, то они носят характер успокоительных и заверительных. Разнятся и экспертные оценки сценариев развития ситуации "после Вильнюса". Тем не менее, Тирасполь готовится к самым худшим, когда может быть полное экономическое неучастие Приднестровья в молдавских соглашениях с Европой. Евросоюз при этом может не учесть интересов приднестровских хозяйствующих субъектов, специфичные условия, в которых им приходится работать (неурегулированность политического конфликта, неконтролируемая центральным молдавским правительством территория), и приравняет наши предприятия к молдавским. Молдавия в свою очередь начнет им диктовать собственные условия по все большей интеграции в ее экономическое, фискальное и бюджетное пространство. Это может иметь самые негативные последствия для нашего внешнеторгового потенциала - европейский рынок может оказаться для нас закрытым. И здесь экономика и политика смешаются в гремучую смесь. Для сведения, с той поры как Молдавия и Украина ввела 3 марта 2006 г. новый порядок пересечения границы экспортными грузами из Приднестровья (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM), в официальных органах Молдавии зарегистрировалось более 600 приднестровских экономических агентов. Сейчас они несут немалые потери, хотя бы потому, что платят двойную цену за таможенное оформление грузов. Но то ли еще может быть.

Вполне очевидно, что молдавские власти более тесной интеграцией в европейское экономическое пространство пытаются противопоставить интересы приднестровских бизнесменов, владельцев "фабрик, заводов, газет, пароходов", для которых суть существования объективно заключается в получении прибыли, с политической властью республики, населением, продолжают "Профсоюзные вести". Нельзя попадаться в эти сети, поскольку можно будет потерять все. В случае, если Кишиневу удастся установить контроль над Приднестровьем, одним из первых актов будет отмена прошедшей в республике приватизации. Так что инстинкт самосохранения не должен отказывать приднестровским деловым людям.

Нельзя также забывать, что европейские товары "после Вильнюса" могут буквально хлынуть на наш рынок, составив отечественным более чем достойную конкуренцию, ведь ни у кого из нас не возникает вопросов к их качеству, пишут "Профсоюзные вести". Это произойдет на том основании, что Евросоюз рассматривает приднестровский рынок как часть молдавского. А вот встречный товарный поток от нас в Европу европейские бюрократы наверняка обложат квотами и ограничениями. Где же тогда равные условия? Где свободная торговля? Евросоюз делает в нашу сторону определенный реверанс, на два года продлевая преференциальный режим внешней торговли наших производителей со странами Евросоюза. Об этом официально заявил бывший глава делегации Европейского союза в РМ Дирк Шубель в ходе прошедшего в Тирасполе 3-го инвестиционного форума. Однако ни в одном официальном документе Евросоюза это положение, эта оттяжка во времени не зафиксирована. Так что может оказаться, что никакого временного карт-бланша на поиск альтернативных рынков сбыта у нас не будет.

В такой по существу безвыходной ситуации мы в очередной раз ищем поддержки у России, продолжают "Профсоюзные вести". И она нам в ней не отказывает. В Москве по итогам встречи вице-премьера России, специального представителя президента РФ в Приднестровье Дмитрия Рогозина и президента ПМР Евгения Шевчука был подписан протокол (http://regnum.ru/news/1725204.html), ознаменовавший выход отношений между двумя государствами на новый уровень. Это конкретное наполнение древнего девиза "русские своих не бросают", и определенные механизмы, позволяющие избежать "последствий Вильнюса". Нельзя не сказать, что подписанный протокол - результат его глубокой проработки на предварительной стадии. Большая роль в этом принадлежит двум ведомствам - внешнеполитическому и министерству экономического развития вкупе с Торгово-промышленной палатой. Подписание этого важного документа - не конец пути, а только его начало - протокол нуждается в наполнении конкретными делами. Да и сами приднестровцы не должны уповать лишь на стороннюю помощь. Сейчас наша общая задача - консолидировать усилия государства и общества для минимизации последствий подписания Молдавией и Украиной вильнюсских соглашений.

Сергей Широков, директор Бюро политических исследований "Медиатор": "Сегодня мы наблюдаем, как с каждым днем нарастает "информационная волна" вокруг саммита стран-членов "Восточного партнерства". Между тем, встречу в Вильнюсе не следует "демонизировать" и навешивать ярлыки и штампы, обвиняя участников саммита чуть ли не в "Мюнхенском сговоре". По сути, Вильнюсский саммит в большей степени будет являться техническим мероприятием, чем грандиозным политическим событием. И вот почему. Программа "Восточного партнерства" практически с момента своего создания имела собственный, внутренний график проведения встреч на высшем уровне. В 2009 г. состоялся саммит в Варшаве, а в 2015 г. "Восточное партнерство" будет принимать Рига. Встреча в Вильнюсе является заранее запланированным событием, а не экстраординарной политической инициативой. Столь повышенное внимание к этой встрече связано, опять таки, с двумя важными, но все же техническими вопросами: подписание Украиной соглашения об ассоциации и соглашения об УВЗСТ с Европейским союзом и парафированием подобных документов Молдавией. Я сознательно использую термин "технические вопросы", потому что подписание и парафирование Киевом и Кишиневом соответствующих документов будет являться закономерным итогом процесса европеизации и "евроадаптации", который Молдавия и Украина, с разной степенью глубины и успешности, проводили последние десять лет. По большому счету, саммит в Вильнюсе лишь зафиксирует промежуточные итоги этих процессов и, возможно, впервые публично заявит о серьезном сдвиге в балансе сил и интересов на постсоветском пространстве в пользу Европейского союза. Что же касается Приднестровья - мы вновь, как и в начале 90-х годов ХХ века, оказались на границе "тектонического разлома" большой политики. Однако сегодняшняя ситуация для Приднестровья будет иметь более серьезные отличия от предыдущей эпохи. Дело в том, что после официального вступления Украины в ассоциированные отношения с ЕС, Приднестровье потеряет статус "приграничной территории" и окажется внутри совершено иного экономического и политического пространства. Этот глобальный, по меркам постсоветского пространства, геополитический сдвиг будет иметь прямое влияние на обстановку в нашем регионе. После вступления в силу, а возможно и после парафирования соглашений между ЕС и Молдавией в нашем регионе будут постепенно, но достаточно радикально меняться правила игры, в первую очередь, в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности. По разным оценкам, доля стран ЕС и Молдавии достигает 70% внешнеторгового оборота Приднестровья, на рынки ЕС ориентированы целые секторы приднестровской экономики. Довольно скоро Приднестровье окажется перед выбором - или остаться изолированным "островом" в этом новом политическом и экономическом поле, или встать на путь европейского интеграционного проекта и сохранить тем самым экономику". ("Профсоюзные вести")

Владимир Ястребчак, экс-министр иностранных дел: "В связи с вильнюсским саммитом приднестровцы обеспокоены в первую очередь тем, как отразятся на положении республики вильнюсские договоренности наших соседей. Сценарии описываются различные, от апокалиптических до нейтральных, а истина, как обычно, где-то посередине. Для Приднестровья ключевое значение в данной ситуации будут иметь не только и не столько действия официального Кишинева, сколько два иных определяющих фактора. Первый - степень собственной внутренней готовности к новым ограничениям с молдавской стороны и уровень сотрудничества с российской. Недавнее подписание протокола "Рогозин - Шевчук" внушает определенный оптимизм, поскольку дает основания не только для продолжения работы по линии некоммерческих структур, но и для возрождения существовавших ранее механизмов межведомственного сотрудничества. Организационно-правовые аспекты взаимодействия, реализуемые в рамках работы профильных органов власти - важная составляющая в подготовке к "поствильнюсским" реалиям. Второй - это уровень взаимодействия с Украиной. Очевидно, что от позиции украинских властей во многом будет зависеть ситуация с перемещением приднестровских товаров через украинскую границу. После подписания собственных соглашений об ассоциации Киев может в очередной раз стать более "восприимчивым" к требованиям и пожеланиям Брюсселя. Евросоюз, в свою очередь, может снова попытаться представить ситуацию как новый "тест" для европейских устремлений Украины, как это уже было в 2006 г., тем более что и украинская сторона предпочитает занимать выжидательную позицию и уклоняться от участия в разрешении проблемных вопросов. Таким образом, ответ на вопрос о том, "есть ли жизнь после Вильнюса", вполне однозначен, но не прост. Жизнь "после Вильнюса", конечно, существует, но от нас зависит, какой она будет, и насколько мы, приднестровцы, будем готовы к новым сложностям, которых в нашей истории и так уже было предостаточно". ("Профсоюзные вести")

В современных политико-экспертных дискуссиях, посвященных проблематике урегулирования молдавско-приднестровских отношений, значительное место отводится анализу социально-экономических последствий от предстоящего парафирования и подписания Молдавией соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС на Вильнюсском саммите "Восточного партнерства", пишет "Евразийское Приднестровье". Вряд ли у кого могут оставаться иллюзии в отношении того, что на Вильнюсском саммите Молдавия готова переступить геополитический Рубикон, закрепив соответствующими международными соглашениями свой стратегический выбор в сторону некоего перманентного "сближения" с Европейским союзом. Между тем объем политических и международно-правовых последствий от принятия данных решений правящими кругами Молдавии значительно выходит за рамки чисто торгово-экономической сферы и охватывает практически все жизненно значимые области. Более того, данный стратегический выбор Молдавии самым непосредственным образом воздействует на сложный многолетний процесс урегулирования отношений с Приднестровьем.

Форсированными темпами втягивая Молдавию в орбиту своего влияния, устанавливая для РМ целый комплекс режимов, правил и процедур, Евросоюз откровенно игнорирует как сам факт наличия неурегулированного конфликта с установленным форматом международного участия, так и широкий комплекс производных данной проблемы, не говоря уже о сложившейся реальности в виде де-факто существования Приднестровской Молдавской Республики и более полумиллиона ее граждан, продолжает "Евразийское Приднестровье". В указанных обстоятельствах подобный подход ЕС является очевидной формой геополитической экспансии, которая наряду с естественным политическим компонентом обладает не менее существенной военно-стратегической подоплекой. И действительно, на протяжении многих лет против действующей под эгидой России миротворческой операции на Днестре ведется планомерная "необъявленная" война Молдавии и ее западных союзников (США и ЕС), имманентной целью которой является дискредитация миротворческого механизма, попытки слома действующего формата операции и навязывание неких альтернативных форм в виде "мониторинговых" полицейских миссий с участием стран запада.

К сожалению, негативный тренд не только сохраняется, но и имеет тенденцию к обострению, пишет "Евразийское Приднестровье". Причем значительно осложнившаяся обстановка в Зоне безопасности в первую очередь связана с целой серией односторонних действий Республики Молдова, многие из которых обусловлены обязательствами РМ перед Евросоюзом в рамках плана по либерализации визового режима с ЕС. Таким образом, в преддверии Вильнюсского саммита Молдавия форсированными темпами приступила к реализации целого ряда мер, грубо нарушающих установленный порядок взаимодействия в Зоне безопасности, среди которых: введение режима миграционного контроля на границе с Приднестровьем; установка миграционных контрольно-пропускных пунктов с выставлением новых стационарных объектов; модернизация уже существующих таможенно-полицейских постов РМ и односторонне наращивание инфраструктурного присутствия в ЗБ; утверждение положения о мобильных группах пограничной полиции, Республики Молдова и выставление в Зоне безопасности мобильных полицейских постов без соответствующего согласования и др.

В целом, осуществляемый молдавской стороной комплекс действий является практическим этапом формирования целостной погранично-миграционной инфраструктуры Молдавии и свидетельствует о фактическом обустройстве государственной границы с Приднестровьем, продолжает "Евразийское Приднестровье". Более того, имеются все основания утверждать, что в перспективе режим функционирования системы погранично-миграционного контроля Молдавии может быть скорректирован в сторону ужесточения и блокирования возможностей свободного передвижения людей, товаров и услуг. Для этого уже сегодня имеются достаточные правовые основания.

В связи с этим особую тревогу вызывает тот факт, что правительство Молдавии в спешном порядке одобрило подписание с Украиной межправительственного Соглашения о совместных пограничных "контактных пунктах" на молдавско-украинской границе, пишет "Евразийское Приднестровье". Планируется, что документ будет подписан руководителями пограничных ведомств Молдавии и Украины уже в декабре 2013 года. По оценкам ряда экспертов, создание совместных молдавско-украинских пограничных пунктов на приднестровско-украинской границе (располагающихся на территории Украины) может означать если не немедленное введение полной таможенно-пограничной и миграционной блокады Приднестровской Молдавской Республики, то создание всех необходимых условий для последующего применения данного шага. По меньшей мере, такой очевидный вывод напрашивается из комментария представлявшего проект документа главы МВД РМ Дорина Речана: "Соглашение позволит компетентным ведомствам сторон обмениваться информацией и консолидировать усилия и возможности в "менеджменте" и патрулировании госграницы, борьбе с трансграничными преступлениями, трафиком людей и других нарушений, исходя из принципов суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ".

Очевидно, что предпринимаемые Молдавией действия, фактически подрывающие основы миротворческого механизма, инициируются в рамках форсированной подготовки к саммиту в Вильнюсе и последующих мероприятий на европейском треке, продолжает "Евразийское Приднестровье". Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что в результате набирающего обороты магистрального движения Молдавии в сторону комплексного подчинения Евросоюзу и возможного объединения с Румынией первый серьезный удар на себя приняла именно миротворческая операция на Днестре. Таким образом, в современных условиях операция по сохранению мира нуждается в дополнительных мерах поддержки. Оптимальной формой стабилизации обстановки может стать осуществление Российской Федерацией и Приднестровьем комплекса ответных действий, направленных на сохранение баланса, причем не только в сфере безопасности. Необходимы адекватные ассиметричные действия с активным привлечением гражданского общества, широким использованием медиа-ресурсов и научно-экспертной поддержки. В условиях, когда молдавско-приднестровский конфликт далек от своего завершения, сохранение миротворческой операции на Днестре является основным фактором региональной стабильности, неоценимым вкладом в реальное обеспечение безопасности не только почти 200 тысяч граждан России, но и в целом всего полумиллионного населения Приднестровья.

По мнению некоторых экспертов, наблюдаемые действия РМ по "ползучей" изоляции Приднестровья является частью избранной Западом тактики - "принуждения к евроинтеграции" путем окружения и полномасштабной блокады региона при помощи Украины, пишет "Евразийское Приднестровье". Граница со стороны Молдавии, равно как и миссия EUBAM на приднестровско-украинской границе (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность на молдавско-украинской и приднестровско-украинской границе в ноябре 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM) - это формы "санитарного кордона", используемые Западом в отношении российского форпоста на Днестре.

В связи с этим важно отметить, что международно-правовой механизм миротворческой операции на Днестре является главным фактором, четко закрепляющим "недопустимость применения любых санкций и блокад... любых помех на пути движения товаров, услуг и людей..." (п.1 ст. 5 Соглашения 1992 г.), продолжает "Евразийское Приднестровье". А значит, именно миротворческая операция под эгидой России выступает основным препятствием, которое не позволит замкнуть цепь погранично-миграционной "удавки" вокруг Приднестровской Молдавской Республики с западного направления. И деструктивные действия Молдавии и ее западных союзников по подрыву операции красноречиво свидетельствуют о наличии такого понимания с их стороны. Поэтому сегодня доказавшая свою эффективность миротворческая операция на Днестре как никогда ранее нуждается во всемерной поддержке и создании всех необходимых условий для обеспечения ее нормального функционирования в полноценном режиме, подводит итог издание.

Информационный накал в средствах массовой информации Молдавии несколько сник, сменившись угрюмым пессимизмом, пишет "Приднестровье" в материале под заголовком "А Кишинев-то голый!". Доводы в пользу или против евроинтеграции, которые длительный период приводились различными информационными структурами РМ, сменились размышлениями о грядущем страны после Вильнюсского саммита. Уже мало кто сомневается, что соответствующий мандат Молдавии Европа подпишет. В отношении "бархатной революции" ПКРМ - устойчивый обоснованный скептицизм. Даже временное объединение всех левых сил в Молдавии, объявленное Владимиром Ворониным, выглядит карикатурно. Внешняя политика молдавских коммунистов, отравленная вирусом евроинтеграции в период их нахождения у власти, привела к потере значительной части электората и к расколу в левом движении. Нынешняя активность ПКРМ в пределах Кишинева на самом деле лишь бутафория, не в последнюю очередь ориентированная (в виде показухи) на Москву, усилившей дипломатическое воздействие на парламентскую оппозицию. Да, и как быть с недавними заявлениями Воронина о том, что ПКРМ не отказалась от европейского политического вектора? Из памяти людей это не вычеркнешь. Поэтому население абсолютно обоснованно воспринимает акции коммунистов как очередной этап борьбы за власть.

Политологи и эксперты Молдавии через средства массовой информации гадают о послевильнюсском будущем своей страны, продолжает "Приднестровье". Те, что за власть, успокаивают граждан, что все успокоятся, Москва в конце концов смирится, и всё пойдет как прежде. Трудно с этим согласиться. Молдавия стремится в Европу, не осознав, что дверь за ней может наглухо и бесповоротно захлопнуться. Не повторить бы официальному Кишиневу судьбу Эрнеста Щукина из "12 стульев" Ильфа и Петрова, оказавшись "абсолютно голым и покрытым шевелящейся еще мыльной пеной" между Европой и Россией. Вот только Остап Бендер, который выручил бы Кишинев, вряд ли появится.

Сразу же после саммита Европа напрочь забудет о Молдавии на длительный срок, переключившись на собственные проблемы, которых в избытке, пишет "Приднестровье". От стенаний власть предержащих в Кишиневе Брюссель будет отмахиваться, придумывая для них все новые домашние задания по евростандартизации. К примеру, заставят переделать молдавские железные дороги под узкоколейку, поменять местных коров на европейских... Да мало ли что в Молдавии не так, как в Европе, - почти всё, за исключением законодательства, которым не прокормишься.

Евросоюз, все еще не принявший в свой состав такого верного союзника по НАТО, как Турция, не нуждается ни в Молдавии, ни в Украине, продолжает "Приднестровье". Еще годы и годы им не видать ни членства в ЕС, ни даже упрощения визового режима. Очень точно "Независимая Молдова" сравнивает официальный Кишинев с использованной резиновой куклой. Брюссель тратит огромные средства для финансирования проекта "Восточное партнерство", усугубляя экономический кризис в ЕС, с единственной целью - ослабить политически и экономически Россию, своего главного соседа и конкурента, на фоне жесткого экономического кризиса в самом Евросоюзе, усиления националистических настроений коренного населения Европы, криминализации потомков исламских трудовых мигрантов. На фоне геополитической политической "холодной войны" между Западом и Россией Молдавия - лишь разовый инструмент, который выбросят в утиль после вильнюсского использования. И если Евросоюз и Россия смогут при любом политическом раскладе оставаться политическими и экономическими державами, то судьба Молдавии незавидна. Скоро состояние ее экономики будет некорректно сравнивать с любой страной мира.

К сожалению, искать виноватых в том, что довели страну до такой жизни, Кишинев по-прежнему будет в Тирасполе и Москве, что ещё больше обострит социальную напряженность в регионе, пишет "Приднестровье". Уже планируются меры воздействия на Приднестровье со стороны Украины в виде пограничной блокады. Речь идет о возможном подписании в декабре между Кишиневом и Киевом соглашения о совместных пограничных контактных пунктах на молдавско-украинской границе. На уровне правительства РМ документ уже одобрен. Однако неблагодарное это дело - рыть яму другому. Подобная изоляция приднестровцев ощутимо затронет интересы их родственников, проживающих в Молдавии и Одесской области. Да и Москва не останется безучастной, когда в отношении почти 200 тысяч граждан России будет осуществляться политическая расправа.

Хочется верить, что эта пограничная задумка - лишь очередной реверанс Киева и Кишинева перед Евросоюзом в преддверии саммита в Вильнюсе, продолжает "Приднестровье". В противном случае будет не очередной тупик, а жирная точка в так называемом приднестровском урегулировании. Республику, конечно же, поставить на колени не удастся, а вот переговорный процесс надёжно сядет на мель, подводит итог издание.

Подписание Вильнюсских соглашений создаст правовую основу для организации совместных украинско-молдавских таможенных постов на приднестровском участке границы, пишет ИА "Тирас". Такое решение, по мнению наблюдателей, сразу усугубит положение Приднестровья, которое получит прямой молдавский контроль за своей восточной границей. Сами события разворачиваются на фоне воинственной риторики Тирасполя, который угрожает торпедировать евроинтеграцию Молдавии и Украины или, как минимум, сорвать в ответ на Вильнюс переговорный процесс по урегулированию конфликта. Остается ждать появления новых острых ситуаций, теперь уже и на границе с Украиной.

К концу 2013 года Приднестровье окажется в плотном "санитарном кольце", продолжает ИА "Тирас". Это означает установление жесткого пограничного, миграционного и таможенного контроля по всему периметру непризнанной ПМР. Кульминационным моментом станет установление в первой половине 2014 года совместных таможенных постов Украины и Молдавии на приднестровском участке границы.

Воинственная риторика Шевчука-Штански уже вызвала негативную реакцию Киева, пишет ИА "Тирас". Заговорилось о "евразийском" влиянии Тирасполя на отдельные области Украины. При этом, идеологи ПМР не скрывают своих планов принять участие в смене власти в Молдавии. В совокупности с резко возросшим напряжением в зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта и особенно в г. Бендеры вышеназванные обстоятельства создают повод для ответных мер со стороны Киева и Кишинева. Причем эти меры будут совместными и поддержанными Евросоюзом. У Тирасполя остается надежда на поддержку России, которая несомненно будет. Но в отличии от Абхазии и Южной Осетии Приднестровье не имеет общей границы с Российской Федерацией и помощь эта будет затруднена. В контексте этого, аналитики делают вывод о том, что конец осени и наступающая зима будут политически "горячими", что подразумевает и возможность прямых провокаций в болевых точках зоны безопасности, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Фултонская речь Черчиля, Мюнхенская речь Путина и вот, наконец, Ландсхутская речь Шевчука"

В третий раз в Германии проходила конференция по мерам укрепления доверия между сторонами переговорного процесса по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, пишут "Профсоюзные вести". Во второй раз в ней участвовал президент ПМР Евгений Шевчук. В баварском городе Ландсхут глава нашего государства выступил перед участниками конференции с речью (http://regnum.ru/news/1726429.html). Используя столь высокое международное представительство, Евгений Шевчук был предельно откровенен и искренен. Политологи и эксперты по-разному трактуют содержание и тональность его выступления. Но практически все отмечают жесткую и бескомпромиссную постановку приднестровским президентом актуальных проблем, которые не решаются годами, несмотря на декларативность заявлений о готовности укреплять меры доверия.

Эта жесткость, по всей видимости, объясняется отсутствием "встречного движения" молдавской стороны на различные инициативы официального Тирасполя - те же отмена 100% заградительной пошлины для молдавских товаров; расширение взаимной торговли; односторонняя трансляция двух молдавских каналов; беспроблемное функционирование школ с румынским языком; сокращение почти на 1000 человек силовых структур ПМР, большое число инициатив по социально-экономическим вопросам, продолжают "Профсоюзные вести". А где аналогичный позитивный отклик партнеров по переговорам? Его нет. Наоборот - дестабилизация ситуации в зоне безопасности, создание дополнительных препонов на пути свободного передвижения людей и грузов, усиление давления на приднестровских участников внешнеэкономической деятельности. В актив сторонам переговоров можно разве что записать возобновление железнодорожного сообщения. После такого у любого нервы не выдержат.

Подписание соглашения между РМ и ЕС о зоне свободной торговли не иначе как очередной этап удушения приднестровской экономики, а значит, и его населения, пишут "Профсоюзные вести". Такие уроки мы уже проходили в 2006 г. Чтобы нам их постоянно не преподносили, глава Приднестровья полагает, что международное сообщество должно признать республику, учитывая волеизъявление ее граждан, высказанное в 2006 г. на всенародном референдуме. В цивилизованно оформленном "разводе" по примеру Чехии и Словакии, Сербии и Черногории глава государства видит ключ к решению проблемы.

Светлана Осипова, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политических процессов ПГУ: "Выступление Евгения Шевчука в немецком городе Ландсхут меня, признаюсь, удивило: в принципе, мы уже привыкли к дипломатичной, я бы даже сказала, осторожной позиции президента относительно артикуляции стремления Приднестровья к международно-правовому признанию. Может быть, я и ошибаюсь, но это первая, по-настоящему твердая позиция относительно будущего ПМР не только за последние два года, но и за весь период, начиная с подписания в 1997 г. Московского Меморандума. В сравнении с выступлением молдавского премьера Юрия Лянкэ, в котором, кроме пустых призывов к диалогу по проблемным вопросам, ничего нет, речь приднестровского лидера содержит конкретное предложение о цивилизованном "разводе" двух стран. Именно стран, а не территорий, поскольку этот "развод" уже предопределен исторически и фактически произошел на всех уровнях социально-экономического и политического взаимодействия, вплоть до ментальности народов, проживающих в Молдавии и Приднестровье. Президент верно указал на то, что главное свойство диалога - результат: "поступательное решение проблем социально-экономического, транспортно-инфраструктурного, гуманитарно-правового характера способно создать фундамент доверия, нарастить опыт решения проблемных вопросов, параллельно улучшая качество жизни в Приднестровье и Республике Молдова". Однако все попытки договориться хотя бы о "малых шагах" навстречу друг другу, на мой взгляд, провалились. Причем вины Приднестровья здесь нет - официальный Кишинев демонстрирует стойкое нежелание делать ни малые шаги, ни большие. Поэтому видится верным в предложенных кишиневским руководством обстоятельствах не "размениваться по мелочам", а уверенно гнуть свою линию, выстраданную приднестровцами в борьбе за собственную государственность. Некоторые эксперты оценили речь Евгения Шевчука как объявление "холодной войны". Не очень оправдано, не в смысле "холодной войны" между Тирасполем и Кишиневом, а в смысле ее начала. На мой взгляд, после завершения "горячей войны" - боевых действий 1992 г. - "холодная война" между "политическими" берегами Днестра латентно, подспудно всегда существовала. Однозначно, что за политически смелыми высказываниями главы приднестровского государства просматривается развитие российской позиции относительно непризнанной республики. Вызвано это эволюцией политических процессов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Но так уж устроена политика, что малые государства, впрочем, не только они, не могут быть абсолютно независимыми в принятии политических решений. Все мы в определенной степени являемся заложниками "королевы" по имени "Геополитика". ("Профсоюзные вести")

Андрей Сафонов, президент фонда "Центр стратегических исследований и инициатив "Юго-Восток": "Выступление президента ПМР Евгения Шевчука в Германии и его беседа с журналистами в прямом эфире 4 ноября повторяют постулаты, которые приднестровская сторона исповедовала все 23 года существования республики. ПМР - это независимое государство, ориентированное на постсоветское пространство, в первую очередь, Россию. Позитивен момент, что президент Шевчук не теряет надежды, что Украина не пойдет на жесткую конфронтацию с нами. Похоже, руководство Молдавии вновь подыграло нам: 4 ноября оно ответило отказом на официальную просьбу Киева открыть у нас консульство Украины. Вообще, тезис о "цивилизованном разводе" ПМР и РМ был ожидаем. По признанию руководства нашей страны, ни один шаг навстречу, сделанный Приднестровьем, не вызвал ответного шага Кишинева. В условиях приближения Вильнюса-2013, знаменующего уход РМ в пространство Евросоюза, говорить о любом урегулировании конфликта в границах бывшей МССР вообще бессмысленно. К выступлениям президента ПМР другой пункт - о правильности тактики "малых шагов" - притянут искусственно. Выступления президента в Германии и 4 ноября как раз и знаменуют провал тактики "малых шагов" как односторонних уступок Молдавии. Наоборот, последствия "малых шагов" надо исправлять - принимать отозванный проект закона о переговорах с РМ, исключать "третий пакет" из повестки дня переговоров в формате "5+2", возвращаться к тому, чтобы в подведении итогов переговоров участвовали послы России и Украины и т.д. Но самое главное - это разработать конкретные меры по противодействию возможной блокаде экономики ПМР, наших банков и т.д. Здесь на смену провозглашению основополагающих принципов должны прийти системные действия, которые помогут устоять Приднестровью и даже окрепнуть. Будем надеяться, что власть и общественность ПМР объединятся для решения этих задач". ("Профсоюзные вести")

Мир неоднократно сотрясался от выступлений различных лидеров крупных держав, пишет ИА "Тирас". Фултонская речь Черчиля, Мюнхенская речь Путина и вот, наконец, Ландсхутская речь Шевчука. Да, постепенно масштабность политических спектаклей угасает, но это не повод оставлять их за пределами нашего внимания. Первое событие означало начало холодной войны между евроатлантическим блоком и СССР, определив политическую историю мира почти на пятьдесят лет. Второе констатировало конфронтацию между Западом и современной Россией. Тоже масштабно и в развитии. Но тут появился Ландсхут с "глобальной" проблемой молдавско-приднестровских отношений.

Не смейтесь над этим, господа, ведь Ландсхут запомнится человечеству знаковым выступлением президента Приднестровья Евгения Шевчука, продолжает ИА "Тирас". В нем молодой лидер непризнанной республики уже открыто провозгласил скатывание молдавско-приднестровских отношений в область лобового противостояния и холодной войны. Период "оттепели", в который свято верили глава миссии ОБСЕ в РМ Дженнифер Браш, бывший представитель Евросоюза Дирк Шубель и прочие романтические евро-американские мыслители, завершился, по сути, так и не начавшись. Иллюзии растворились, и на повестке дня остался конфликт в еще более запущенном состоянии, чем это было в недалеком прошлом, когда у руля в Тирасполе стоял "несговорчивый" Игорь Смирнов.

Управляющие сегодня Приднестровьем выпускники элитных западных программ, тренингов, конференций и круглых столов подвели своих учителей, ринувшись в Москву за газом, деньгами, гуманитарной помощью и просто добрым словом, пишет ИА "Тирас". При этом они погрузились в укрепление собственной вертикали власти, что естественно предусматривает "закручивание гаек" внутри ПМР и свертывание переговоров с Молдавией, которая уже никому в Тирасполе не интересна.

Надо отдать должное Евгению Васильевичу в том, что в "Ландсхутской речи" он бодро и жестко перешел в наступление, отвергая саму мысль об оборонительной позиции, продолжает ИА "Тирас". Этим он, конечно, шокировал молдавскую сторону и европейцев организовавших саму конференцию. Есть мнение, что такую речь вообще было бы трудно написать в Тирасполе без помощи опытных советников. Евгений Шевчук сразу обвинил Молдавию в экономических кознях, блокаде, провокациях в зоне безопасности и попытках давления на Тирасполь. Разогрев как следует такими оборотами присутствующих, приднестровский лидер заявил главное: период колебаний позади, и теперь только курс на признание ПМР является адекватным существующим реалиям. В общем, прощай Молдавия навсегда. Тем более, что Приднестровье двигается в противоположную от Евросоюза сторону, куда как раз и стремится Кишинев.

Сказать, что Ландсхуд удивил, будет не правильно, пишет ИА "Тирас". В течение весны-лета текущего года происходил активный процесс подготовки к началу "холодной войны" между Молдавией и Приднестровьем. Взаимные обвинения нарастали, происходили рукопашные стычки в зоне безопасности, выдвигались требования и ультиматумы изначально неприемлемые для сторон. Например, неоднократные заявления Евгения Шевчука и Нины Штански о пагубности курса Молдавии и Украины на Евросоюз, конечно, не могли повлиять на решения Киева и Кишинева, но создавали при этом почву для разговоров о "замораживании" переговорного процесса. Кишинев тоже подогревал обстановку, например, темой миграционных постов, что также не способствовало духу добрососедства. Но ради объективности стоит признать, что в 2013 году информационно, политически и организационно гораздо более активным был и остается Тирасполь. А Ландсхут стал лишь удобной площадкой для публичного объявления нового "холодного" этапа во взаимоотношениях РМ и ПМР.

Можно предположить, что до самого Вильнюса Молдавия и Украина будут проявлять сдержанность, а Приднестровье наоборот наращивать обороты, продолжает ИА "Тирас". Выдвигаемые Тирасполем требования, связанные с нахождением полиции в Бендерах, с паспортным контролем в зоне безопасности и целый ряд других моментов говорит о том, что Приднестровье начало осеннюю наступательную кампанию. Главный ресурс Тирасполя - это поддержка Москвы. Россия предпримет максимальные усилия для сохранения своего влияния в регионе, а по иронии судьбы именно ПМР сегодня остается единственным "запорным устройством" на пути Молдавии и Украины в ЕС. Кишинев и Киев соответственно поддержат Евросоюз и США. В итоге, на небольшом клочке земли завяжется масштабная геополитическая интрига. Чем она закончится, пока прогнозировать трудно. Но важно, чтобы не прозвучали выстрелы, и не пролилась кровь. А словесные баталии и даже экономические войны в конечном итоге можно разрешить мирным путем, подводит итог издание.

Германская речь президента Шевчука, действительно, заметна и наделала много шума в преддверии Вильнюсского Рубикона, пишет "Приднестровье и Россия". Многие обратили внимание, что Шевчук начал вдруг говорить адекватные вещи, и с таким человеком уже можно ведь о чем-то и договариваться. Вот ведь, действительно, что поражает в его германском докладе.

Более того, это ведь не речь Шевчука, потому так и резанула она всех, продолжает "Приднестровье и Россия". Дайте любому стилисту в руки прошлые речи нашего президента и эту, и вам всякий скажет - это не речь Шевчука. Это речь другого человека. Потому что стиль - это человек, и наоборот. Это текст спичрайтера. Причем - неплохого спичрайтера. Шевчук мог себе позволить купить самого хорошего спичрайтера. И, честно говоря, это было бы не самым худшим его злоупотреблением при расходовании бюджетных средств.

А после Вильнюса Приднестровье "безусловно" оказывается между молотом и наковальней, пишет "Приднестровье и Россия". В такой тяжелой ситуации безвыходности республика еще не находилась никогда. Даже в лихие 90-е годы прошлого века. Всегда даже плохие события вокруг Приднестровья имели какой-то более-менее весомый процент благоприятного развития сценария для республики даже при плохом варианте расклада сил. После Вильнюса такого процента нет. Приднестровье однозначно попадает под удары. И если планы Молдавии с Украиной вырваться в Европу сбудутся. И если они не сбудутся. А третьего не дано.

Если "сладкая парочка" получит свою долгожданную евроконфетку, то Приднестровье уже оказывается строптивцем не только для Кишинева или Киева, но и для Берлина, Парижа, Лондона, продолжает "Приднестровье и Россия". А эти долго играть в кошки-мышки не будут. Вильнюс им предоставит "право" решить приднестровскую проблему по-европейски, как они ее решали в Югославии, в Ливии, сейчас - в Сирии. Или, если хотите, как в Ольстере или в Стране Басков, или в Гибралтаре. Потому что приднестровская проблема становится после Вильнюса де-юре и де-факто их проблемой, их внутренним европейским делом, а не какой-то там России. Какие форматы "5+2"? Какое ОБСЕ? Какая Россия? Причем тут Россия? Приднестровье - это наша (в смысле, их) Молдавия, вот и все.

Если же Вильнюсский сценарий поломается, то "сладкая парочка" еще крепче возьмется за то, что у них там болтается между ног и ходить мешает - за Приднестровье, пишет "Приднестровье и Россия". Молдавия с Украиной уже договорились к концу года прекратить всякую приднестровскую вольницу на границе между ними. Это все заявлено накануне Вильнюса, конечно же, в пику России (мол, у самих ножички найдутся!). Но эта угроза еще скорее превратится в реальность, если Молдавия с Украиной получат свой входной билет в Европу. Для Приднестровья это означает, что все перевозки в и из ПМР будут резко ограничены. Это станет тяжелой расплатой за потерянные годы экономического разгильдяйства, за две крупнейшие экономические ошибки: экспортную ориентацию промышленности при ликвидированном сельском хозяйстве и газификацию республики вместо ее электрификации.

Может ли Приднестровье найти выход из положения? - продолжает "Приднестровье и Россия". Может. Но только вместе с Россией. В конце концов, это в интересах России и вследствие долгой спячки российского медведя, когда из-под него одного за другим медвежат поуводили. Для Приднестровья и России новая конфигурация на Юго-западе (если смотреть из Москвы) означает настоятельную необходимость начать производить все необходимое и жизненно-важное в самом Приднестровье. Крупнейший некогда на Юго-западе аграрно-промышленный регион может сравнительно быстро справиться с этой задачей. Нужны только российские инвестиции и российская команда управленцев (оставить местной администрации только административно-хозяйственную деятельность). Вплоть до прямого внешнего управления базовыми отраслями и объектами. Нужно задействовать возможности российских регионов - по земляческим линиям, национальным, культурным и всяким другим. Переключить двусторонние отношения с государственного на как можно более низкий региональный, местный, народный уровень.

Приднестровцам стыдно и не пристало побирушничать, когда они сами все могли делать в своем доме и могут повторить.

Разумеется, базироваться эти новые отношения должны на внятной и ясной политике, пишет "Приднестровье и Россия". России нужно перестать жеманничать перед Западом. Не протоколы чаепитий Жуков-Смирнов или вот Рогозин-Шевчук подписывать, а создавать полноформатные и полноправные документы об отношениях, за которыми стоят деньги, люди, ресурсы. Если Приднестровье заработает в полную силу во всех аспектах - это и будет достойной альтернативой Вильнюсу. Для России, между прочим, тоже, а не только для Приднестровья. Вернуть приднестровцев домой из унизительного зарубежного рабства, к семьям, к детям, дать им работу дома, чтоб на обед к жене ходить. Так они в Приднестровье еще не раз и России послужат, пригодятся в трудную минуту. Вот это и будет достойной альтернативой Вильнюсу, подводит итог издание.