Виген Акопян: Почему "Восточное партнерство" с ЕС родило угрозы для безопасности Армении и Украины
Программа "Восточное партнерство" (ВП)
Решение правительства Украины о приостановке процесса евроинтеграции публично зрело в течение последних двух недель. Какой фактор, на ваш взгляд, стал решающим при окончательном выборе?
Никакого окончательного выбора не было. Выбора у Киева вообще никакого не было. Поэтому он и не сделан. То, что мы наблюдаем, это очередная острая фаза борьбы за влияние на Украину между Россией, США и ЕС. Польша - один из инициаторов "Восточного партнерства", непосредственный сосед и естественный конкурент Украины - проявляет в этой борьбе особую активность и заинтересованность. Все было обставлено так, чтобы договор об Ассоциации с ЕС был подписан Киевом под занавес председательства Варшавы в Совете Евросоюза. Заинтересованность США в том, чтобы Киев подписал Ассоциацию с Евросоюзом также очевидна и не скрывается американцами. Не допустить и всячески препятствовать глубокой интеграции России с соседними странами - публично декларированный
Многолетняя борьба за Украину зашла настолько далеко, что украинская власть выглядит попросту обескураженной, не может дать толковое объяснение своим действиям, опровергает собственные заявления и оценки. Давление с двух сторон на Януковича будет только нарастать. В случае окончательного срыва подписания соглашения с ЕС, для украинского президента существует риск быть изолированным (в западном понимании), как Лукашенко. И фактор Тимошенко для этого будет использован в полной мере.
Чем в итоге завершится борьба за Украину, сказать никто не может. Дистанцироваться от процесса новой поляризации мира Украина не может. Кризис подгоняет украинские элиты ближе к источникам спекулятивных финансов, а специфическое общественно-политическое и экономическое устройство страны не позволяют делать резкие движения, не ставя под удар внутриполитическую стабильность. Украинская элита сама по себе может интегрироваться куда угодно, но огромная страна с известными региональными особенностями и человеческим потенциалом остается на месте. И чтобы не настроить против себя уже всю страну,
На текущем этапе Киев принял рациональное решение - остановиться. То, о чем предупреждал украинские власти советник президента России
Вы признаете, что Россия применила давление и шантаж против Украины? В частности, такую оценку ситуации якобы дал президент Виктор Янукович. Во всяком случае, так его процитировала пресс-служба президента Литвы
Нет, конечно. Все, что мы видели, это превентивные меры защиты самой России от попытки радикального, без учета ее интересов, изменения правил и условий торговли на постсоветском пространстве - в зоне жизненных интересов российского государства, в частях некогда единой с ней экономики. Другое дело, что от Москвы и на сей раз ожидали пассивной сдачи позиций. Но ровно на то же рассчитывал Саакашвили, начиная войну против Южной Осетии.
Какую роль во всем этом сыграл "армянский прецедент"? Армения после 8 лет переговоров с ЕС в одночасье заявила, что вступит в Таможенный союз. Заявление прозвучало из уст президента страны
Никакой роли не сыграл. Армянский и украинский процессы подготовки к подписанию Ассоциации с ЕС текли параллельными курсами. Но в обоих случаях привели к появлению угроз для национальной безопасности. Официальные лица Армении подчеркивали, что дальнейшее сближение с Брюсселем не может ставить под угрозу членство Еревана в ОДКБ и военно-политический союз с Россией.
Но как же могло получиться, чтобы программа "Восточное партнерство" ЕС, признанная стратегическим внешнеполитическим курсом стран-участниц, привела к ситуации, когда возникла угроза для их же национальной безопасности? Ответ лежит на поверхности. Данная польско-шведская программа не только в принципе игнорировала наличие российского фактора на постсоветском пространстве, но и не учитывала степень зависимости интегрируемых стран и их экономик от России. Оторвать экономически Украину от России без жестких последствий для украинской экономики - невозможно. Точно также, нельзя сегодня изменить политическую ситуацию в Закавказье, не нарушив многолетний силовой баланс, который установился в этом регионе, где недавно была война и тлеют конфликты.
После провала усилий США и ЕС по разблокированию армяно-турецкой границы стало ясно, что даже Турция в принципе может спокойно парафировать международные соглашения, а потом вводить предусловия под влиянием регионального партнера. Проблемы в сфере безопасности, возникающие у Армении в случае разногласий с Россией (ведь в случае расхождения интересов партнеры, как правило, превращаются в противников), не были компенсированы Западом. Как признало украинское правительство, ЕС отказался компенсировать и многомиллиардные потери Украины от осложнения торгово-экономических отношений с Россией. Разве что только в этом сработал "армянский прецедент"...
Не секрет, что Украина - основная цель программы ЕС "Восточное партнерство", остальные ее участники менее значимы для Брюсселя. Есть ли будущее у этой программы, если главный ее фигурант фактически провалил свое участие в ней? Если да, какое?
Можно сказать, что претендующий на историчность саммит в Вильнюсе, как минимум, теряет всю интригу за неделю до старта. Отказ Армении и Украины от ранее намеченных планов - довольно скандальное событие для ЕС. И эта скандальность может быть лишь усугублена церемонией парафирования соглашений об ассоциации ЕС с Молдавией и Грузией. Это станет фактическим признанием того, что совокупное европейское влияние в восточном направлении продвинулось не дальше румынского - до Кишинева. Вот и премьер-министры Молдавии и Румынии
Что касается Грузии, то новое правительство этой страны по заданной прошлой властью инерции парафирует в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, но вот подпишет впоследствии или нет, нельзя утверждать однозначно. Грузинские проблемы лежат сегодня совершенно не в европейской плоскости. С экономической точки зрения Грузии необходимо наращивать присутствие своей продукции на российском рынке, а с политической - хотя бы наметить возможности экономического и гуманитарного сближения с Абхазией и Южной Осетией, восстановления диалога с соседними народами. А добиться этого возможно только посредством вступления вместе с этими двумя государствами в Таможенный союз. Это и есть формат, применяемый Евросоюзом для решения косовской проблемы. Как видим, "косовский прецедент", созданный Западом, актуален для Грузии и сегодня. Только ведет он Тбилиси не в ЕС, а в Евразийский союз.
Мы видим, как перспектива вступления Армении в Таможенный союз придала новую актуальность теме разблокирования Абхазской железной дороги. Дискуссии на этот счет идут сегодня и в Ереване, и в Тбилиси. Есть основания полагать, что Москва и Сухум подключатся к этому процессу активно уже весной следующего года. Как известно, одним из ключевых инвестиционных проектов России в Армении может стать строительство железной дороги из Армении в Иран. Таким образом, с одной стороны у Грузии - Армения и железная дорога в Иран, с другой - Абхазия и РЮО, широкая ресурсная база и рынок сбыта России. Отказ от интеграции в это естественное торгово-экономическое и культурное пространство чреват для Грузии окончательной потерей динамики развития и поглощением ее экономики соседними Турцией и Азербайджаном. То есть, все теми же проблемами для национальной безопасности.
Будущее программы "Восточное партнерство" ЕС, как это ни парадоксально, зависит от России. Потому что к Востоку от ЕС лежит именно Россия. Попытки Запада развивать "интеграционные" проекты в СНГ без участия России - это заведомое создание условий для неравного торга между Россией и ее соседями, ставка на конфликт и потери для них. С этой точки зрения воспринятая Москвой позитивно инициатива украинского правительства о проведении трехстороннего саммита Россия - Украина - ЕС - это не только шанс сохранить всем лицо, но и еще раз реально оценить ситуацию.
В марте этого года председатель
В существующем виде "Восточное партнерство" станет вторым после ГУУАМ провалившимся проектом по взаимной интеграции стран постсоветского пространства без учета интересов России и против России. Если ГУУАМ курировался прямо из Вашингтона и не скрывал свою окончательную цель - расширение
В каком направлении должна двигаться Россия, чтобы не только закрепить достигнутый успех, но и приумножить его?
России важно обрести и удерживать позитивную динамику собственного роста. А этого добиться сегодня очень сложно. Таможенный союз должен стать мотором, а не довеском для экономики России. Образно говоря, Россия в ТС оказывается в той же позиции, что и Германия в еврозоне. Россия обязана использовать свои возможности и ресурсы для развития союзников, но при этом не позволять им превращаться в иждивенцев. То же самое старается делать Германия, подтягивая "южные штаны" ЕС в лице Греции, Италии, Испании и Кипра.
С точки зрения развития успеха будет весьма интересно наблюдать за визитом президента России
Если оценивать ситуацию в таком ракурсе, то настоящим успехом предстоящего визита Владимира Путина в Армению стало бы повышение уверенности армян в безопасном и прогрессивном завтрашнем дне Таможенного союза, а вместе с ним и Армении.