Гай Борисов: Анкара просит Армению помочь ей сохранить лицо в отношениях с Азербайджаном
Состоявшаяся в Вене 19 ноября встреча президентов Армении и Азербайджана
По существу, это означает, что никаких конкретных договоренностей в ходе саммита достигнуто не было, и новый этап переговоров, вне зависимости от его продолжительности, может ожидать незавидная судьба всех предшествующих попыток посредников вывести стороны на принятие базового мирного соглашения (т.н. "Мадридских принципов"), проект которого находится на столе переговоров вот уже 6 лет. Есть однако обстоятельство, которое отличает нынешний этап миротворчества от предыдущих. Речь идет о совершенно беспрецедентной активности, которую стала проявлять Турция. При этом некоторые факты четко свидетельствуют, что Анкара оказалась в достаточно щекотливом положении и готова едва ли не просить Армению пойти на хоть какие-нибудь уступки в Карабахе, чтобы сохранить лицо в отношениях с Азербайджаном.
Эксперты ИА REGNUM не раз отмечали, что турецкая позиция, ранее совершенно негибкая и однозначно проазербайджанская, подверглась немалым испытаниям после того, как 3 сентября армянский президент заявил в Москве о вхождении страны в
Турция поняла, что рискует быть выброшенной из формирующегося на глазах "изумленной мировой общественности" нового регионального расклада, при котором Армению уже не удастся запугать и склонить к невыгодным ей решениям ни угрозой войны, ни продолжением транспортно-энергетической блокады. Эти рычаги, использующиеся турецко-азербайджанским тандемом на протяжении последних 20 лет, как бы неожиданно во многом утратили свою действенность.
Отсюда и обещания главы турецкого МИД
Безусловно, в Анкаре все это осознают - как и то, что подобная политика оказалась безрезультатной: Армения при поддержке России не задыхается, а в Таможенном союзе и вовсе получит второе дыхание. Поэтому теперь Турция буквально на ходу пытается выработать подходы, более соответствующие новым реалиям. В частности, во время итоговой пресс-конференции в Санкт-Петербурге Эрдоган вновь повторил, что его страна намерена вступить в
Так, например, в интервью одному из ереванских изданий турецкий политолог Мехмед Фатих Озтарсу заявил, что "Анкара желает нормализовать свои отношения с Арменией - без предусловий". На самом деле одно из таких условий продолжает сохраняться (вопрос Карабаха), но теперь уже, насколько можно судить, турецкая сторона изымает из процесса нормализации проблему Геноцида армян 1915 года. "Открытие границ, процесс урегулирования не имеют отношения к 100-летней годовщине (Геноцида - ред.). Турция ничего не предлагает в связи с историческими проблемами. Анкара воспринимает Ереван как партнера, учитывая realpolitik. Почему Турция закрыла границу с Арменией? Исходя из исторических утверждений? Нет, только из-за Карабаха", - утверждает турецкий эксперт - и лукавит, поскольку вопрос Геноцида, наряду с карабахским вопросом был причиной того, что парафированные 4 года назад в Цюрихе армяно-турецкие протоколы до сих пор не ратифицированы. Более того, эксперт прямо говорит, что "на данном этапе Ереван должен помочь Турции". В каком же безвыходном тупике оказалась внешняя политика Анкары, что ей в отношениях с Баку уже не обойтись без помощи Еревана!
Понятно, почему вопрос Геноцида "выводится за скобки". В Турции, где явно демонизируют зарубежную армянскую диаспору, всерьез считают, что диаспора (в большинстве состоящая из потомков людей, чудом спасшихся в свое время от резни) существенно влияет на формирование внешней политики Армении. Анкаре кажется поэтому, что, отказавшись от условия включения проблемы Геноцида в контекст двусторонних отношений, она может сделать армянскую сторону более податливой в вопросе карабахского урегулирования. Одновременно с этим звучат уже привычные утверждения о том, что, уступив в Карабахе, Армения очень много приобретет благодаря присоединению к различным региональным транспортно-энергетическим проектам. Однако теперь и этот аргумент утратил прежнюю привлекательность, поскольку в перспективе (пусть даже не ближайшей) экономические выгоды от присоединения к ТС нивелируют для Армении "упущенную выгоду" от блокады границ. Да и сама по себе эта блокада, учитывая вполне вероятное ослабление санкций против Ирана и возможное возобновление работы Абхазской железной дороги, теряет свое значение и более того - оборачивается против своих инициаторв, которые лишаются возможности использовать коммуникации Армении.
Допустимо предположить, что соображения подобного характера звучали в ходе обсуждения проблемы российским и турецким руководителями. Еще более реально выглядит предположение, что премьер Турции мог попросить президента России оказать воздействие на Ереван с целью смягчения его подходов. Однако очень сомнительно, что просьбы такого порядка могут позитивно восприниматься Москвой, которая, разумеется, отнюдь не желала бы усиления чьего-либо влияния в регионе своих традиционных интересов и ответственности, тем более за счет своего регионального союзника. Возможно, предстоящий 2 декабря визит в Армению президента Владимира Путина поможет в какой-то мере прояснить ситуацию.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM