"Моно-но аварэ. Очарование вещей. Современное искусство Японии" - такая выставка открылась сегодня, в Главном штабе в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Об этом сегодня, 15 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM с места события.

Выставка в рамках проекта "Эрмитаж 20/21" продолжает серию экспозиций молодых зарубежных художников и проходит при поддержке Посольства Японии в России.

Выставку сопровождают объявления, предлагающие "уважаемым родителям" следить за детьми, чтобы те не трогали руками хрупкие предметы. Действительно - лабиринт из мириад соляных крупинок расположился прямо на полу в одном из залов, заняв практически все пространство. Меловая пыль сплошь покрывает инсталляции из ярких игрушек и разнообразных предметов, делая их похожими на заснеженные пейзажи японских картин на шелке, странный полог из тонкого полиэтилена свисает с потолка...

Как поясняют в Эрмитаже, существующий с X века термин "Моно-но аварэ" может быть переведен как "очарование вещи" или "восторг от вещи" и связан с буддийским представлением об эфемерности и тщетности бытия.

Окружающие человека материальные и духовные предметы таят в себе неповторимое, только одному ему присущее очарование - это и есть "аварэ". А человек должен обладать отзывчивым сердцем, чтобы найти и ощутить это очарование.

Некоторые произведения искусства на выставке не сразу заметишь. Например, искусственная роза спряталась между рамами окна, выходящего на Мойку, крошечные зеленые ростки и вовсе затерялись на металлической балке - это произведения Ёсихиро Суды.

А инсталляция Кэнго Кито полностью составлена из обручей - ярких и причудливо переплетающихся. Имена японских художников практически не известны в Европе и России, но тем притягательнее желание прийти и увидеть то, что сами авторы характеризуют как внимание к внутренней сути вещей.