Пример Армении не заразителен для других участников "Восточного партнерства" - европейский эксперт
"Отношения Армении и
"Однозначно можно утверждать, что Евросоюз не намерен "ставить крест" на Армении. Большинство стран мира не подписывало никаких Ассоциативных соглашений с Евросоюзом. Тем не менее, Европа с ними контактирует, налаживаются и развиваются связи. К слову, то же самое верно наоборот - решение Армении о вступлении в
Из гипотетически возможных вариантов развития событий он отметил, в частности, следующий: Евросоюз не убирает со стола проект Ассоциации с Арменией (да и с любой другой страной, "отстающей" в рамках Восточного партнерства) и терпеливо ждет, пока Ереван сам решит к нему вернуться. "Это позволит поддерживать отношения на плаву. Стратегически важных результатов такая позиция не даст, но какие-то текущие моменты вполне способна разрешить. На примере Азербайджана: ассоциации Баку-Брюссель не будет, зоны свободной торговли не будет, но по отдельным, скажем, энергетическим проектам будет развиваться сотрудничество. У Армении тоже есть свой интерес: Ереван хочет максимального упрощения визового режима, и это желание может стать своеобразным "поводом" для переговоров", - предположил аналитик.
Нику Попеску выразил уверенность, что ввиду решения Армении о присоединении к Таможенному союзу на предстоящем в ноябре саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе никаких серьезных документов между сторонами подписано не будет. "Армянская сторона косвенно выражала надежду на подписание, скажем, облегченного или модифицированного варианта Ассоциативного соглашения, но этого не будет. Документ, предполагавшийся к подписанию - это тысяча страниц юридически обработанного текста, который только на экспертном уровне читался неделями. Он разрабатывался с учетом необходимости соответствия всей договорно-правовой базе ЕС. Нельзя его просто так взять, прочитать, что-то выкинуть, где-то отредактировать, а потом подписать. Это невозможно ни политически, ни юридически. Вплоть до самого последнего момента эксперты-юристы прочесывали соглашение на предмет возможного несоответствия, которое могло случайно закрасться на одну или несколько страниц этого массивного документа. В этом, кстати, и заключается причина, по которой документ не был представлен общественности - это нормально. Любое соглашение принимает свой окончательный вид при предварительном обоюдном одобрении, согласовании, это и называется "парафирование". Пока текст Ассоциативного соглашения или любого другого документа был парафирован, это просто рабочий проект, не подлежащий огласке.
Кроме всего того,
На просьбу дать экспертную оценку решению Армении о присоединении к Таможенному союзу и выразить свое мнение насчет того, правильно поступил Ереван или нет, Попеску ответил: "Правильно или нет - это внутриармянская дискуссия. Еревану решать, что ему выгоднее - диверсифицировать свою внешнюю политику при помощи ЕС и его экономики или ориентироваться на Россию не только в военно-политическом, но и финансово-экономическом плане. На самом деле всем понятно, почему Армения в итоге решила присоединиться к ТС. Всем также понятно, откуда исходит желание Армении сотрудничать с Европой. У Армении очень узкое поле для маневра, поэтому очередной шаг в этом направлении сделать не удалось. Но здесь нужно отметить, что со стороны действия Армении выглядели, скажем так, не очень хорошо. Сначала она годами обсуждала проект с ЕС, двигалась в этом направлении, а потом за ночь или, там, за несколько недель полностью переориентировалась. Никаких политических или дипломатических плюсов Еревану такая тактика не дала ни в Брюсселе, ни в Москве; и Евросоюз был раздражен действиями Еревана, и Россию очень раздражило то обстоятельство, что ей вообще пришлось уговаривать и убеждать Армению не идти на подписание Договора об Ассоциации с Брюсселем, тем более так долго", - сказал Попеску.
Эксперт отметил, что в целом решение Еревана не стало совсем уж неожиданностью - ни в Европе, ни в России. "Это было прогнозируемо. Но вот как далеко зашел сам Ереван в своих евроинтеграционных устремлениях - это было сюрпризом", - подчеркнул он.
На вопрос о том, может ли отказ Армении от евроассоциации повлечь за собой снижение роли ЕС в этой закавказской стране, Нику Попеску ответил отрицательно. "Не думаю. Я бы не сказал, что ЕС до этого был самым важным игроком в Армении. Ассоциация с Евросоюзом как раз была попыткой усилить позиции Брюсселя в Армении. Эта попытка не удалась, несмотря на обоюдное желание Армении и Европейского Союза", - сказал Попеску.
По мнению европейского аналитика, тот факт, что сближение Армении и Евросоюза сорвалось на данном его этапе, не может быть продублирован остальными участниками "Восточного партнерства", в частности, его фаворитами - Грузией, Молдавией и Украиной. "Пример Еревана не может стать заразительным. Наоборот, это Армения заразилась евроинтеграцией по примеру других стран. В любом случае, в случае с остальными странами
На замечание о том, что вопрос безопасности Армении упирается в нагорно-карабахский конфликт, и что у Молдавии в этом контексте есть Приднестровье, а Грузия озабочена вопросами Абхазии и Южной Осетии, Нику Попеску отметил, что эти конфликты выполняют роли разных региональных рычагов. "Если нагорно-карабахский конфликт воспринимается в Армении как потенциальная угроза безопасности, справиться с которой нужна помощь России, то есть сближает Ереван и Москву, то приднестровский конфликт и вопросы Абхазии и Южной Осетии выполняют обратную функцию - отталкивают Молдавию и Грузию от России", - выразил мнение Попеску.