"Влияние на СМИ оказывают не читатели и зрители, а чиновники": саратовский эксперт
Саратовская область, 15 ноября, 2013, 09:49 — ИА Регнум. Саратовский политолог - главный редактор интернет-издания "Глас народа" Дмитрий Олейник считает прогноз Фонда развития гражданского общества, касающийся продвижения традиционных медиа к 2020 году, весьма интересным, однако, по его мнению, есть одно "но". Свое видение в будущем газет, радио, ТВ и интернета эксперт рассказал корреспонденту ИА REGNUM.
"Доклад Фонда весьма интересный, и с основными его положениями я согласен, однако имеется одно "но", - сообщил Дмитрий Олейник. - В разных местах доклада делаются предположения, что и печатные СМИ, и радио, и ТВ будут уходить в Интернет, при этом развитию его самого уделяется не так много места, а в основе анализа лежит предположение о преимущественно экстенсивном развитии Интернета и всего что с ним связано. То есть авторы исходят только лишь из того, что количество пользователей сети Интернет будет расти. О возможных изменениях телекоммуникационных технологий за семилетний период я ничего не нашел, равно как не учтёно и то, что среди чиновников существует некий поколенческий порог предпочтений в выборе СМИ. Я не берусь назвать точно средний год рождения сегодняшних чиновников, после которого информация, получаемая из Интернета, начинает преобладать над информацией, получаемой из печатных СМИ и ТВ, но предполагаю, что искать этот перелом нужно где-то между 1965-1970 годами рождения.
Не секрет, что серьезное влияние на развитие СМИ оказывают не только и не столько читатели и зрители, сколько федеральные и региональные чиновники, отвечающие за эту сферу, и руководствуются они не только личными предпочтениями, но и предпочтениями их руководителей, - говорит эксперт. - То есть, если глава какого-то субъекта не пользуется Интернетом, но любит читать газеты, не сложно предположить, что в этом регионе шанс на выживание отдельных печатных СМИ за счет господдержки будет несколько выше, чем в том регионе, где у власти находится молодое правительство, представители которого считают газеты, а иногда и ТВ, устаревшим форматом".
"Теперь несколько собственных предположений по тем направлениям, которые были подробно рассмотрены, - высказывает свою точку зрения Дмитрий Олейник. - Я бы распространил на ТВ те выводы, которые были сделаны для радио. Повсеместное внедрение высокоскоростного Интернета и увеличение предложения библиотек фильмов, передач и т.п., позволит каждому самостоятельно формировать "программу" просмотра. Вместо того, чтобы переключать каналы, пользователь будет просто искать то, что он в данный момент хотел бы посмотреть. Это будет удобнее, быстрее и, вероятно, не так перегружено рекламой. Следовательно, спрос сохраниться на актуальные комментарии и видео с мест каких-то событий, которые еще не попали в архивы и библиотеки. Это и повлияет на изменение формата телевизионных СМИ.
Теперь о радио. Оно будет становиться все боле интерактивным и, с одной стороны, обогатится видеорядом, что мы уже наблюдаем, а с другой, - различные голосования, конкурсы и т.п. станут проводиться не только с помощью СМС или звонков по телефону, сколько с помощью Интернета. Именно эта интерактивность наряду с тем, о чем подробно говориться в докладе, позволит радио сохраниться. И еще несколько слов о печатных СМИ. Не согласен с предположением, что ведущие печатные СМИ будут переходить к бесплатному распространению. Уже сегодня можно купить простенький планшет за пару тысяч рублей и цены продолжают снижаться, а возможности дешевых планшетов расти. Соответственно, "пачкать руки" о бесплатную бумажную газету, не отвечающую современным требованиям интерактивности, "широкие массы", по-моему, не захотят. В тоже время, могут сохраниться серьезные печатные издания, которые займут статусную нишу. Ведь кто-то продолжает пользоваться перьевой ручкой даже во времена голосового ввода информации, другое дело, что из категории "ширпотреба" такие ручки переходят в категорию элитных товаров, подчеркивающих статус. Так что те печатные СМИ, как федеральные, так, возможно, и региональные, которые смогут из своих печатных версий сделать эдакие элементы принадлежности к определенному статусному уровню, могут эти печатные версии сохранить, но при этом, вероятнее всего, их тираж сократится".
Напомним, эксперты Фонда развития гражданского общества представили прогноз развития традиционных медиа к 2020 году. Согласно докладу, который был представлен 13 ноября в Москве, тенденции не для всех утешительные. Так, не самые радостные перспективы ждут печатные СМИ. Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом, отмечают исследователи. Тех, кто выживет, ждут новые правила игры: крупнейшие российские газеты вынуждены будут перейти на бесплатное распространение, все большую роль будет играть спонсируемый контент, иначе говоря "джинса", ушедшие в интернет введут платный доступ к материалам своих сайтов (paywall).