"Российско-германские отношения в 2030 году": Германия откровенно предлагает России очередную революцию
Отношения между Россией и Германией после начала нового президентского срока
Авторы проекта заранее оговорили условие, что не берутся предсказывать будущее. Однако четыре сценария, по мнению авторов проекта, предлагают нам различные картины возможного и правдоподобного будущего. Представленные варианты развития событий являются своеобразными картами для действий политиков, которые ведут к тому или иному сценарию российско-германских отношений в 2030 году. Сценарии, таким образом, показывают, каким может быть это будущее, если выбрать определенный путь.
* * *
Для начала перечислим предложенные нам сценарии в кратком изложении самих авторов проекта.
Сценарий 1: Круизный лайнер - альянс, основанный на ценностях. В 2030 году германо-российские отношения находятся на самом высоком уровне за последние десятилетия. Сотрудничество между двумя странами очень тесное. Германия поддерживает правительство России в усилиях по модернизации политической и экономической сфер. Обе страны также активно сотрудничают по вопросам безопасности, поскольку эти вопросы касаются их общих соседей.
Сценарий 2: Торговое судно - прагматичное партнерство. Отношения в 2030 году характеризуются прагматизмом: доминируют общие интересы, в то время как политика, основанная на ценностях, потеряла свое значение. Германия находится у руля в блоке европейских государств, которые пережили распад Еврозоны. России удалось построить
Сценарий 3: Береговая охрана - новый ледниковый период. Германия и Россия к 2030 году отвернулись друг от друга. Россия решительно следует антидемократическим курсом, установив жесткую внешнюю политику и разорвав стратегические связи с Западом. ЕС - и Германия в особенности - стали жестче и громче критиковать Кремль. Но, принимая во внимание новый геополитический ландшафт, это практически не имеет воздействия на Россию, которая экономически и политически переключила свое внимание на Азию.
Сценарий 4: Парусник - бизнес как обычно. Характер отношений и диапазон ключевых вопросов практически не изменился. Крепкая экономическая база и достаточно интенсивные социальные контакты все еще сопровождаются ценностной пропастью между Россией и Германией. Отношения характеризуются обычными взлетами и падениями: незначительные кризисы выводят вопросы, связанные с ценностями на первый план, и обычно вызывают спад в отношениях, в то время, когда реальная политика, основанная на интересах, хотя и не бесспорная, помогает преодолеть периоды более натянутых отношений.
* * *
При подготовке сценариев авторы проекта исходили из восьми "движущих сил" германо-российских отношений:
- отношения в торговле и энергетике;
- экономическая модернизация России;
- политические события внутри России;
- будущее
- вопросы безопасности;
- изменения климата;
- глобальный поворот к Азии;
- общие соседи ЕС и России.
Авторы проекта обозначили и "критические неопределенности", которые препятствуют точному прогнозу:
- распад Российской Федерации;
- распад Европейского Союза (еврозоны);
- региональные войны;
- глубокий экономический кризис.
Сразу заметим, что самые "интересные" "неопределенности", как то - распад РФ и глубокий экономический кризис авторы вывели за скобки предложенных сценариев. Из всех "критических неопределенностей" авторы проекта допустили в свой прогноз только одну - распад еврозоны Европейского Союза, да и то с тем условием, что Германия создает на ее месте вокруг себя ядро, "поставив перед собой в качестве новой цели федеративное европейское государство" (сценарий 2. Прагматичное партнерство). С нашей точки зрения, в означенном варианте просматривается классическая германская геополитическая доктрина Срединной Европы - Mitteleuropa, с подключением к последней под германской эгидой еще и Франции. В данном сценарии 2, по-видимому, для равновесия авторы проекта допустили, что "России удалось создать Евразийский Союз, объединив такие интеграционные механизмы, как Содружество независимых государств,
Поскольку авторы сценариев постарались избежать в них "критических неопределенностей", несколько искусственно выглядят веденные ими постоянные константы. Так, например, все сценарии исходят из того, что в Германии спустя 17 лет будет господствовать система либеральной демократии, а немецкие элиты будут действовать, исходя из "ценностей". Нынешняя реальность демонстрирует, что немецкое руководство в практической деятельности исходит все-таки из "интересов". Идущие сейчас назойливые разговоры немцев о "ценностях" в отношениях с Россией прекрасно соседствуют с прагматикой "интересов" в отношениях с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии - мирами, "ценностями" в либерально-европейской их трактовке не озабоченными. Поэтому, с нашей точки зрения, нынешнее указание на приоритет "ценностного" подхода в отношениях с Россией призван маскировать геополитический интерес Германии к нашей стране и вообще ко всему пространству восточнее Вислы. Что касается господства в Германии либеральной демократии, то в ней происходит явная диффузия традиционной партийной структуры с утратой гражданами страны партийных смыслов текущей политики. Кроме того, беглый контрактник АНБ
Из других констант, предложенных нам, обращает внимание, что во всех четырех сценариях России обещают цены на энергоносители: низкие, снижающиеся или неустойчивые. При этом три сценария из четырех исходят из допущения, что "сланцевая революция" в США удалась. Только сценарий 4 исходит из того, что "сланцевая революция", о которой много говорилось в 2013-2014 годах, так и не материализовалась". Здесь заметим, что сама Германия в настоящий момент показательно "не бежит" за сланцами.
Далее мы критически рассмотрим предъявленные нам сценарии состояния германо-российских отношений в 2030 году. Сразу же отметим, что сценарий 4 под названием "Бизнес как обычно" - это пролонгированное до 2030 года нынешнее состояние отношений России и Германии. Подобный уровень отношений обусловлен тем, что "российский газ остается важной частью поставок энергоносителей в Германию". "Имена и лица меняются, но суть остается неизменной", поскольку "российский политический класс разработал метод передачи президентской власти, который оказался важным для сохранения основной модели власти до 2030 года", - предполагают авторы проекта. Российская внешняя политика в 2030 году, по-прежнему, предпочитает контактировать напрямую с Берлином, "чем идти по сложному и непонятному пути через Брюссель". Между Германией и Россией сохраняется буфер государств "Восточного партнерства", за который идет перманентная борьба. По-видимому, подобного рода отношения вполне устраивают Германию, и немцы "обещают" нам появление в России "нескольких анклавов модернизации", при том условии, что "усилия по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности оказались бесплодными".
Сценарий 2 "Прагматичное партнерство" исходит из допущения восстановления военно-политической и экономической гегемонии России на пространстве
Сценарий 1 "Альянс, основанный на ценностях" и сценарий 3 "Новый ледниковый период" (под последним выражением следует прямо понимать новую холодную войну) при ближайшем рассмотрении являются подлинным умозрительным выбором, предлагаемым России Германией.
За исходную точку сценария 1 "Альянс, основанный на ценностях" берется внутриполитический кризис в РФ, который возникнет уже в ближайшее время в течение трех лет. "Столкнувшись с сокращениями зарплат и пенсий рабочие, пенсионеры и другие группы вышли на улицы. Так зародилось социальное движение, которое постепенно переросло в политическое и потребовало изменить традиционное управление и прекратить коррупционную деятельность. Получив неожиданное подкрепление, связанное с поколенческими изменениями внутри общества, прогрессивные и нацеленные на реформы группы среди элит завоевали популярность и встали у руля. Харизматичный лидер оппозиции был избран президентом". Т. е. в данном сценарии речь идет об "оранжевой революции" в России даже с такой деталью, как "харизматический лидер". Германские сценаристы полагают, что "новое правительство ввело ряд мер, направленных на экономическую модернизацию посредством проведения фундаментальных реформ. В их число вошли: борьба с коррупцией, установление верховенства права, разработка более четких экономических правил, привлечение прямых иностранных инвестиций благодаря прояснению вопросов, связанных с правом на земельную собственность, поддержка создания стартапов, а также малых и средних предприятий и инвестирование в науку и образование. Это привело к созданию инновационного климата". Так значится в проекте. На практике же речь пойдет о переделе и захвате государственной собственности по знакомым уже лекалам 1990-х годов. Авторы сценария полагают, что процессу гипотетических реформ в России будет оказано сопротивление. "Длительному и иногда болезненному процессу реформирования в России время от времени угрожали традиционные элиты, ищущие альянса с движениями и лидерами популистов, националистов и коммунистов. Подобные трудности перед правительством реформаторов были встречены столь же решительными усилиями людей, которые снова и снова выходили на улицы, чтобы выразить свой протест и оказать давление, а их движение было еще лучше организованным и более уверенным". Германские сценаристы предлагают России рецепты уличного массового действия. Подобный вариант на практике весьма напоминает историю 1905 года с его крестными ходами черносотенцев против демонстраций "прогрессивной общественности" и революционеров, и 1917 год с его чередой демонстраций и контрдемонстраций. Самим немцам должно быть известно, чем закончились уличные баталии эпохи Веймарской республики. Ставка германских аналитиков на смену поколений также явно несостоятельна. Поколение рожденных в 90-е даст больший прирост рядов левых и националистов, чем креативного класса. Неясно, как посмотрят германские сценаристы на перспективу избрания на "честных выборах" в большинстве левых и националистов против представителей либеральных кругов.
Тем не менее, авторы сценария № 1 полагают, что уличное действо обернется позитивом, за который Германия тут же обещает России массу бонусов. Перечислим их: "Берлин стал пунктом назначения первого зарубежного визита нового президента России"; Германия стала основным союзником России в ее усилиях по модернизации, что привело к значительному увеличению инвестиций из Германии (и других стран); новый завод компании "
А теперь для сравнения взглянем на сценарий 3 "Новый ледниковый период". Согласно ему, "Россия решительно следует антидемократическим курсом, установив жесткую внешнюю политику и разорвав стратегические связи с Западом". Она экономически и политически переключила свое внимание на Азию. В России вновь вводится собственная ценностная идеология - идея уникальной Евразийско-российской цивилизации. Российский президент "запустил кампанию против некоторых олигархов", национализировал основные отрасли промышленности, выдавил западных инвесторов из стратегических секторов и централизовал экономику. На этом пути германские авторы сценария "гарантируют" России невозможность технической модернизации. Москве обещают падение прямых зарубежных инвестиций (они и так не впечатляют), бегство капитала (оно идет постоянно) и снижение государственных доходов. При подобном варианте, полагают исследователи, Москве удастся создать Евразийский Союз, но гарантированно без Украины и Молдавии. Основанная "на ценностях" внешняя политика Германии по отношению к Кремлю будет более решительной и найдет поддержку более сильного и экономически восстановившегося Европейского Союза, в том числе его союзников - Украины и Молдавии. Следовательно, Германия и Европа для противодействия суверенной России намерены надежно контролировать буфер "Восточного партнерства". Германские сценаристы полагают, что НАТО повысит свои гарантии государствам Центральной Европы, в том числе, путем увеличения присутствия ВМФ и ВВС в Балтийском регионе и развертывания системы ПРО в Польше, Румынии и Чехии.
Тем не менее, отметим очевидное: для Германии, как оказалось, абсолютно неприемлемы обретение Россией собственной цивилизационной идентичности и мобилизационный проект новой индустриализации с концентрацией ресурсов на стратегических направлениях. Между тем, с нашей точки зрения, было бы наивно верить в сценарий 1, который обещает "Альянс, основанный на ценностях" с помощью Германии в модернизации российской экономики, вплоть до создания при участии немцев российского хайтека. Межгосударственные союзы строятся, заметим, в первую очередь, на "интересах", которые часто подаются, как "ценности". Между тем, какой резон Германии создавать в России конкурента для своих предприятий в высокотехнологичной сфере? Кто поверит в такую искренность намерений германской стороны? Что касается Германии, то у нее был шанс продемонстрировать "идеализм" подобного рода по отношению к России в 1990-е годы после объединения страны. Германия им тогда не воспользовалась. Публикация сценариев 1 и 3 демонстрируют, что в действительности нужно Германии на Востоке, а что для нее абсолютно неприемлемо. Опубликованные прогнозы являются ярким свидетельством того, что Германия в отношениях с Россией преследует свои геополитические интересы по внешнеполитической классической программе Ostpolitik, насчитывающей уже 130 лет своего воплощения. В этой связи Россия интересна для Германии, как рынок сбыта продукции своей высокотехнологичной промышленности и поставщик дешевого сырья. Собственная индустриальная политика России в этот период находила враждебный отклик Германии, вплоть до запуска военных конфликтов. Нынешние дискуссии в Германии относительно политики России, в целом, а опубликованные сценария, в частности, демонстрируют все те же традиционные геополитические амбиции Германии на Востоке. Германию волнуют, она не приветствует и, более того, демонстрирует враждебность объявленным евразийским программам российского руководства. Декларации и первые шаги пока не отразились в России в realpolitik с кардинальными мерами. Германия своими заявлениями пытается предотвратить их, а действиями в отношении Украины и Молдавии блокировать усилия Москвы по созданию действенного Евразийского Союза. В 2013 году Германия явственно обозначила себя геополитическим противником России.
Итак, социал-демократический Фонд Эберта в своих "четырех сценариях" предъявил нам в пропагандистской форме новую старую программу германской Ostpolitik. Авторы "четырех сценариев" при их подаче исходили из сугубо германских геополитических интересов. О том, что это именно так, свидетельствует то, что в этом аспекте программа германских социал-демократов в принципе не отличается от того, что нам могут предъявить по этому направлению германские христианские демократы из того же фонда