Гай Борисов: Анкара и Баку пытаются вытеснить Армению на обочину евразийского движения
Москва, 3 ноября, 2013, 16:26 — ИА Регнум. Прошло два месяца с того дня, как 3 сентября в Москве президент Армении
Cледует напомнить о заявлении президента Белоруссии
Тогда же президент Казахстана
Все это сопровождалось мощным выбросом информационного негатива. В репортаже на российском "Первом канале" журналистка утверждала, будто в Минске Армении и вовсе отказали в приеме в ТС из-за "нерешенного территориального спора с Азербайджаном" (ничего подобного в подписанных официальных документах нет) или, например, информации в "Известиях", заголовок которой говорит сам за себя: "Армению загоняют в Таможенный союз российскими танками". Имеется в виду, что Москва продаёт Баку значительные партии бронетехники, и Ереван вынужден поэтому следовать в российском фарватере.
Есть серьезные основания полагать, что мощная обструкция интеграционным намерениям Армении (и, следовательно - России) проводится турецко-азербайджанским военно-политическим тандемом, причем главной целью атаки является не столько сама идея евразийской интеграции, сколько конкретно Армения, которую пытаются вытеснить на обочину этого процесса.
О том, почему это происходит, прямо и откровенно рассказал азербайджанскому агентству "Vesti.az" влиятельный турецкий эксперт, президент международного Института стратегических перспектив Юсуф Чинар. Считается, что этот политолог входит в "ближний круг" главы турецкого МИД
Яснее и откровенней, пожалуй, не скажешь. В Баку и в Анкаре поняли, что заявлением о присоединении к ТС, Ереван, фактически, обошел "тюркское братство" на крутом историческом повороте, создав серьезные основания для укрепления безопасности и Армении, и Нагорного Карабаха. В этом свете симптоматичным выглядит недавнее интервью командующего 102-й российской военной базы в Армении полковника Андрея Рузинского газете "Красная звезда", к котором, в частности, было сказано, что "в случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём российская военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ". Отсюда ясно, что "по факту" Москва рассматривает территорию Нагорного Карабаха как территорию Армении (ибо в рамках ОДКБ Россия обязалась защищать неприкосновенность армянских границ), и это крайне напугало турецко-азербайджанский тандем, ибо, с одной стороны, Азербайджан полностью утрачивает надежды на возвращение экс-автономии, а с другой - рушатся планы Турции стать ведущей региональной державой в Закавказье и, соответственно, расширить свое влияние на "братские страны" Центральной Азии.
При всём том следует признать, что проблема выходит за рамки конъюнктуры текущего момента. Восстановление "османского влияния" является одним из приоритетов правящих в Турции исламистов. Еще в начале 90-х гг. прошлого века тогдашний турецкий президент
Разумеется, именно такого развития событий желали бы все те в Армении и за её пределами, кто против присоединения Еревана к ТС, прямо утверждая, что в результате страна будет втянута в "тюркско-мусульманский союз", и это разрушит сложившуюся систему военно-политической безопасности армянского государства. Неслучайно, в Евросоюзе поначалу крайне болезненно отреагировавшего на действия Армении, ныне стали звучать уже иные мотивы: европейское будущее для Армении не потеряно, Европа должна бороться за продолжение самого тесного сотрудничества. И если из Москвы не последует самых четких и однозначных комментариев относительно происходящего, данная тенденция будет расширяться и углубляться, находя в самой Армении всё новых сторонников.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM