Найдены генпланы раскопок Николая Марра
Армения, 2 ноября, 2013, 11:02 — ИА Регнум. В национальной академии наук (
Автор четырехтомника представил свое детище, отметив, что в книге армянская архитектура была представлена в соответствии с ее типологичеким развитием. В первом томе изучены замечания Ована Багаранского (Багаранци) и Комитаса о культовых сооружениях конца 6 века, в следующих томах представлены плоды архитектурной деятельности Григора Мамиконяна, рассмотрена архитектура уездных традиций 7 века. Вторая часть четвертого тома - объемное заключение с представленными в нем исследованиями типологической таблицы.
Автор книги Армен Казарян в интервью армянскому изданию "Голос Армении" более детально рассказал о своей работе, в частности, коснулся той ее части, где затрагивается архитектура столицы средневековой Армении Ани - оно из самых ярких проявлений мировой культуры. "Первое системное изучение развалин Ани проводилось российской археологической экспедицией 1904-1917 гг. под руководством Николая Марра. Интерес к древностям этого города родился со времени его первой, еще студенческой поездки в Армению в 1892-1893 годах.
Экспедиция вскоре была преобразована в археологический институт, который базировался в Ани. Там существовали музей древностей, издательство, архив. В те годы были проведены важные раскопки, выявившие структуру города и планы ряда церквей, развалины которых были сокрыты под многометровым культурным слоем. Отмечу, что в группе Николая Марра в разные годы работали ведущие российские востоковеды. В числе археологически исследованных храмов была знаменитая на весь мир церковь Сурб Григор Лусаворич, построенная царем Гагиком Багратуни в начале XI века. Ее первоначальный облик реконструировал знаменитый архитектор Торос Тораманян, с 1903 г. связавший свою судьбу с изучением Ани и армянской архитектуры. Еще одним направлением деятельности археологического института в Ани было укрепление древних построек, заложившее основу реставрации памятников архитектуры. Так в Ани были спасены от разрушения Кафедральный собор, церковь Аменапркич (Спасителя), церковь Сурб Григор рода Абугамренц, часовня церкви Аракелоц (Апостолов). Многие бесценные материалы, найденные во время раскопок, были собраны в музее", - отметил Казарян.
Ученый подчеркнул, что в результате войны институт был расформирован, а собрание музея собирались эвакуировать в Санкт-Петербург. "Однако основные экспонаты по дороге по непонятным причинам исчезли и только незначительная их часть оказалась в музейных коллекциях Еревана и Санкт-Петербурга. В советское время практически все, кто участвовал в раскопках (а это были такие выдающиеся ученые, как Овсеп Орбели, Георгий Чубинашвили, Николай Токарский и другие), перестали заниматься памятниками Ани", - сказал он.
На вопрос о том, почему так произошло, Казарян ответил, что, по всей видимости, это было связано с нерешенными пограничными вопросами и атмосферой, царившей в сталинское время. "В 1934 году Николай Марр издал книгу об Ани, которая являлась фактически сборником его лекций и записок из дневников раскопок. Это оказалось единственным обращением ученого к анийской тематике. Следующий этап изучения древней столицы относится уже к 50-60-м годам. Это было тяжелое время, когда турки запрещали кому-либо въезд в Ани. Но некоторые самые смелые западные ученые, влюбленные в армянскую архитектуру, такие как Жан-Мишель Тьерри и Паоло Кунео, прорывали эту блокаду и попадали в Ани. Благодаря им мир узнавал о состоянии памятников культуры и об их уничтожении. Одновременно армянские специалисты проводили исследования истории и архитектуры Ани, руководствуясь в основном рукописными источниками и архивными материалами", - заметил он.