В эти дни и недели в столице Приднестровья Тирасполе проходит судебный процесс "Бергман против Сафонова". То есть - помощник президента ПМР Евгения Шевчука и его представитель в Российской Федерации Моня Бергман (речь о Михаиле Бергмане; как "Моня" он фигурирует в указе президента ПМР о предоставлении ему приднестровского гражданства - прим. ИА REGNUM) подал в суд на автора этих строк. Он полагает, что мои критические выступления в его адрес подрывают его честь, достоинство и деловую репутацию, наносят ему ущерб. Я же, со своей стороны, полагаю, что некоторые высказывания М.Бергмана носят антигосударственный характер и играют на руку врагам ПМР, а также самой России.

Политический процесс набирает ход

17-18 октября М.Бергман лично присутствовал на процессе. Не исключено, что он рассчитывал на административный ресурс, который будет призван отвести внимание общественности от его публичных высказываний и обеспечить быструю победу с соответствующим сообщением в официальных СМИ ПМР. А там - даже наиболее саморазоблачительные фразы истца уже не будут иметь значения. Как говорится, поезд ушёл. И президенту Шевчуку М.Бергман сможет отрапортовать: я чист и готов работать на своём посту дальше.

Как я понял из некоторых фраз на суде, была замыслена двухходовая комбинация и по отношению ко мне лично: в случае победы в данном гражданском процессе М.Бергман пишет на меня заявление в Следственный комитет ПМР, чтобы меня либо взяли под стражу либо, возбудив дело, лишили возможности участвовать в выборах всех уровней.

В самом суде М.Бергман, видимо, опасаясь публичного оглашения его собственных высказываний, требовал, чтобы судья не позволяла мне и моему представителю Юрию Тазову цитировать книги, написанные... самим Бергманом, а также газеты, подтверждающие мою точку зрения. Словом, имела место попытка не дать проявиться политической стороне процесса, хотя этот процесс - изначально политический.

Саморазоблачение от Бергмана

М.Бергман много всего наговорил и написал. Вот только малая часть примеров. ПМР - республика "незаконная", "дестабилизирующий фактор в жизни не только этого региона, но целого ряда стран (России, Молдовы, Украины, Румынии, Грузии)". Российские войска в ПМР - это "давно потерявший свой смысл на приднестровской земле ограниченный воинский контингент". ПМР и Абхазия, оказывается, "экспортируют страшные по своим последствиям идеи сепаратизма". А вывод у М.Бергмана таков: "Молдова в составе своей республики должна предоставить ПМР широкую автономию, восстановить единство и без того небольшой страны". Эти цитаты ему не опровергнуть.

Высказывался он и по делу террористической группы "Бужор" во главе с Илие Илашку. В интервью газете "Московский Комсомолец" от 31 августа 2012 года он, будучи уже представителем президента ПМР в России и его помощником, сказал, что дело группы "Бужор", убивавшей приднестровцев в 1992 году, "полностью" сфабриковано приднестровской стороной. Это немедленно подхватили СМИ Молдовы, а по Приднестровью зазвучали вопросы: это личная позиция господина Бергмана или установка нового руководства республики?

Звучала тема группы Илашку и на нашем суде. 18 октября М.Бергман вдруг сам взял слово и заявил, что пришло время снять покров тайны и сказать правду по данному делу. Потрясённые присутствующие услыхали от него, что террористической группы "Бужор" никогда не существовало, что она - "блеф". По сути, он повторил ранее сказанное в "Московском Комсомольце". Но зачем?

Всё становится на свои места

Ситуация возникла самая скандальная. Если сказанное в августе 2012 года можно было попытаться списать на недоразумение, то теперь уже власти ПМР не могут не отреагировать на случившееся. Ситуация в тот же день привлекла к себе пристальное внимание, в том числе среди ряда структур и лиц России, Украины, других стран, поэтому отмолчаться крайне затруднительно.

Прежде всего, дальнейшее нахождение М.Бергмана на госслужбе будет вносить сумятицу и наводить на вопрос: не готовится ли некими силами реабилитация Илие Илашку, отмена приговора Верховного Суда ПМР, осудившего членов группы "Бужор" именно за террористическую деятельность, включая убийство председателя исполкома Слободзейского района ПМР Николая Остапенко и начальника штаба Слободзейского народного ополчения Александра Гусара?

Такие вопросы возникают ещё и потому, что в "МК" Бергман в связи с группой "Бужор" сказал следующую фразу: "Люди сейчас обращаются к президенту с просьбой пересмотреть свое дело". Из этой фразы можно вывести предположение, что вчерашние террористы и убийцы почувствовали "ветер перемен" над Приднестровьем, и хотят добиться своей официальной реабилитации. Возможно, кто-то подсказал им сценарий: гните новую линию, вы теперь не "борцы с оружием в руках", а "невинные жертвы сепаратистского режима". Любопытно, что власти ПМР никак не прояснили ситуацию: есть такие обращения экс-"бужоровцев" в адрес Е.Шевчука или нет?..

Настойчивость М.Бергмана очень странная. Напомним, что сам И.Илашку как раз везде рассказывает, что был офицером министерства национальной безопасности и дрался с "оккупантами". Так он, кстати, написал в 2010 году в своём письме, адресованном главе МИДа России Сергею Лаврову. А власти Молдовы и Румынии вручили ему высшие ордена своих стран как раз за его "подвиги"!

Позволю себе привести цитату из "Московского комсомольца" от 22 августа 2012 года: "Уже упомянутый Илие Илашку, на котором два доказанных политических убийства, отсидел в Тирасполе 9 лет, однако в 2001 году был освобожден по просьбе нового молдавского президента-коммуниста Воронина. Сразу после этого Илашку стал сенатором в Румынии, румынское правительство подарило ему 5-комнатную квартиру в Бухаресте. Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить ему 180 тысяч евро компенсации. Общая же сумма присужденных ЕСПЧ компенсаций террористам из группы "Бужор" ("Пион") - почти миллион евро. Между тем многочисленные интервью самого Илашку не оставляют сомнений в характере его деятельности во время войны. Он рассказывает, как приезжал в Кишинев, чтобы "доложить кому следует", после того как сидел "по 2-3 дня в засаде" (надо думать, не на кошек охотился). Жил в Кишиневе в гостинице за казенный счет. Анатолий Плугару (бывший министр национальной безопасности Молдовы - А.С.) говорит о нем уклончиво: "Илашку был официально мобилизован по указу президента Молдовы. Он совершал много неконтролируемых действий". Сам же Илашку в интервью уточняет: "Меня мобилизовали на борьбу против военизированных сепаратистских сил в специальные войска МНБ. И я воевал".

Всё чётко и ясно. Но М.Бергман упорно игнорирует и это.

Вместо заключения

Как видим, с политической точки зрения это даже более, чем скандальная, ситуация. Оставить М.Бергмана и далее служить помощником президента и его представителем в Российской Федерации, означает, как минимум, не отмежеваться от его позиции. Остаётся надеяться, что с точки зрения здравого смысла и государственных интересов будет принято разумное решение о его увольнении. Иначе вопросы к нынешней приднестровской власти будут только нарастать, а это, в свою очередь, будет вредить всему Приднестровскому государству.

Андрей Сафонов, политолог (Приднестровье).