В течение 2-3 лет мировые цены на калийные удобрения снова могут вырасти до прежнего уровня, если бизнесмен Михаил Гуцериев выкупит акции российского ОАО "Уралкалий" и прекратит демпинг российского предприятия на мировом рынке. Об этом 21 октября в Минске на встрече с руководителями СМИ стран СНГ заявил Александр Лукашенко.

Лукашенко заявил о своей заинтересованности в приобретении Гуцериевым контрольного пакета акций "Уралкалия", отметив, что этот бизнесмен строит новый рудник в Белоруссии по добыче хлоркалия и "будет производить 1,5 млн т своих удобрений" и "он никуда бы не делся от БКК" ("Белорусской калийной компании" - в недавнем прошлом эксклюзивного трейдера продукции Белорусской госкомпании "Беларуськалий" и российской частной компании "Уралкалий", - прим. ИА REGNUM).

Лукашенко ответил на вопрос, приезжали ли к нему потенциальные претенденты на контрольный пакет акций "Уралкалия" - Михаил Прохоров, Владимир Коган и Михаил Гуцериев, заявив: "Нет. Я Прохорова, Когана вообще не знаю, даже не представляю, чем они занимаются. Знаю Гуцериева, но мы с ним проблему покупки не обсуждали. В общих чертах".

Лукашенко проинформировал о том, что обсудил данную проблему с президентом РФ Владимиром Путиным, отметив, что "и для него, наверное, эта проблема существует". В частности, Лукашенко сказал: "Я ему говорю: чего переживаешь? Пускай, в крайнем случае, государство выкупит этот актив, и я гарантирую, что мы в течение двух-трех лет восстановим все, что было, по ценам. Страха никакого нет, если на этом этапе актив будет у государства. Все равно оно потом продаст дороже".

"Мне абсолютно безразлично, чем занимается "Уралкалий", за исключением одного, чтобы они проводили нормальную политику на рынке калийных удобрений. Они ведь вредят не только нам, - подчеркнул Лукашенко. - Меня единственное волнует, до каких пор они будут демпинговать и этим самым гробить собственное производство калийных удобрений в России".

"Начинается демпинг во всех сегментах калийного рынка. Если сегодня мы договариваемся продать калийные удобрения за $400, то буквально следом приезжают представители "Уралкалия" (это уже было зафиксировано во многих местах) и предлагают за $320-350", - добавил он.

"Зачем вы в убыток работаете? Чтобы захватить рынки? Не получится! - заявил Лукашенко, заочно обращаясь к представителям "Уралкалия". - Мы, конечно, негласно можем договориться со всеми работающими на рынке компаниями, и вы не справитесь с общим рынком. Это классика - все должны работать на то, чтобы получить большую цену, а равно, - большую прибыль".

"Поэтому мы не против, пожалуйста, готовы хоть завтра вернуться, но на тех принципиальных договоренностях, которые были достигнуты, чтобы это было прозрачно и честно. Мы не хотим никаких откатов, левых схем", - добавил руководитель постсоветской республики. По его словам, кризис в калийной сфере был создан искусственно с целью заработать деньги на падении и росте котировок акций. "Вот такие не желательны для нас компаньоны. Поэтому да, мы готовы к объединению, если этого хочет российская сторона, - сказал он. - Давайте договариваться, давайте будем работать вместе. Я и наши калийщики хотели бы видеть с вашей стороны в качестве компаньонов людей, которые заинтересованы в производстве и прозрачной продаже калийных удобрений".

Как сообщало ИА REGNUM, падение добычи белорусских калийных удобрений и их экспортных поставок произошло в результате отказа российского ОАО "Уралкалий" продавать свою продукцию вместе белорусским госпредприятием ОАО "Беларуськалий" через ЗАО "белорусская калийная компания", где экспортными поставками руководили российские менеджеры. Не имея возможности самостоятельно осуществлять сбыт, руководство "Беларуськалия" объявило об остановке двух из четырёх рудников, переводе рабочих на занятость 3-4 дня в неделю и сократило им зарплаты на 1/3. Глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович пригласил гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в Минск на переговоры и через несколько часов после переговоров 26 августа российский бизнесмен, являющийся также главой наблюдательного совета БКК, оказался в СИЗО КГБ и до сих пор находится в Минске под стражей.

Как заявлял неоднократно Лукашенко, официальный Минск имеет претензии к менеджерам "Уралкалия", а также совладельцу предприятия Сулейману Керимову - все они являются фигурантами возбуждённого в Минске уголовного дела. Белорусская сторона намерена добиваться ареста имущества российской компании, Лукашенко распорядился проинформировать банкротстве "Уралкалия" и фальсификации отчетности российской компанией Московскую и Лондонскую биржи, где торгуются акции "Уралкалия". Интерпол опроверг неоднократные заявления официального Минска об объявлении в международный розыск Керимова и других менеджеров "Уралкалия". В России изучают части уголовного дела, устанавливая обоснованность обвинений Лукашенко в том, что деятельность "Уралкалия" нанесла ущерб интересам РФ.