Москва, 19 октября, 2013, 00:08 — ИА Регнум. На днях Вооруженные силы Турции нанесли удар по позициям радикальной группировки исламского толка "Исламское государство Ирака и Леванта" в Сирии. Атака была совершена неподалеку от города Азаза на сирийско-турецкой границе и была ответом на минометный обстрел турецкого наблюдательного пункта. Такое поведение со стороны Турции, которая отличалась широкой поддержкой сирийской "вооруженной оппозиции", то есть радикальных экстремистов, исламистов и попросту террористов, стало для многих наблюдателей неожиданностью.
Тюрколог Рубен Мелконян, комментируя ИА REGNUM инцидент, отметил, что указанные действия турецкой стороны наилучшим образом отражают суть политики Анкары. "Турецкую дипломатию и внешнюю политику принято считать сложной, многогранной и хорошо продуманной. Но на самом деле это примитивная логика рядового враля, которая носит в высшей степени реакционный характер. Оставим вопрос о том, по какому праву турецкая армия проводит военные операции на территории соседнего государства... Они все это вуалируют пафосными, высокопарными речами об общечеловеческих ценностях, а внешние центры силы частенько "верят" туркам из-за их важной географической и геополитической позиции. Турция на протяжении двух лет упорно поддерживала антиасадовские силы, но когда выяснилось, что ставка сделана "не на тех", турецкая сторона моментально сменила свою позицию. Они смотрят туда, откуда ветер дует, ничего более", - подчеркнул Мелконян.
По словам эксперта, сейчас Турция намерена встать под знамена борцов с терроризмом и присоединиться к международному антитеррористическому клубу. "Анкара меняет маску. Такое уже было в ее истории, и не раз. Вспомним хотя бы Турцию в годы Второй мировой войны: будучи формально нейтральным государством, по факту она являлась союзником фашистской Германии. В период наступления немцев на СССР Турция концентрировала серьезные силы на границе с Арменией, готовясь вот-вот атаковать СССР с тыла. Между тем, когда ситуация на фронте изменилась на противоположную, Турция объявила войну Германии и присоединилась к антигитлеровской коалиции на последнем этапе войны. Естественно, это носило формальный характер", - заметил эксперт.
Однако Рубен Мелконян не склонен считать, что ввиду смены позиции Анкара может на словах или даже делом поддержать президента Сирии Башара Асада. "Скорее всего, турки попробуют присвоить себе особый статус борцов с терроризмом, ссылаясь при том на многолетний опыт противостояния с Курдской рабочей партией ("Рабочая партия Курдистана", PKK). Можно предположить, что им удастся добиться желаемого", - заметил он.
Арабист, кандидат исторических наук Армен Петросян в беседе с ИА REGNUM выдвинул версию о том, что удар ВС Турции - результат провала властей этой страны в расчетах по сирийскому вопросу. "Весь мир ждал внешнего вмешательства в сирийский конфликт, которого не случилось. Внешние игроки активизировали усилия по дипломатическому урегулированию конфликта. Это привело к тому, что так называемая "Сирийская свободная армия" (ССА) - основной оплот сил Запада в Сирии - раскололась, многие входящие в нее группировки перешли на сторону радикальных "Фронта ан-Нусра" и "Исламского государства Ирака и Леванта". Они полностью отказались от надежд на помощь с Запада и решили сами добиваться своей цели, а именно: свержение действующего президента Башара Асада, смена режима, создание исламского государства в том виде, в котором они его представляют. Это привело к тому, что планы внешних игроков по Сирии развалились. Страны Запада сумели отреагировать на это вовремя, Турция - нет", - отметил эксперт.
Армен Петросян указал на то обстоятельство, что в течение последнего месяца в ведущих западных СМИ все чаще говорилось о том, что в Сирии растет градус радикализма, исламский фактор становится все более веской угрозой как для Сирии, так и всего региона в целом. Арабист подчеркнул, что это следовало расценивать как месседж. "Плавный переход к критике радикальных исламистов означал, что Запад меняет свою позицию. США и их союзники прочувствовали, что их ставка не выгорит, а желаемых целей добиться не получится. Более того, в Сирии начали все масштабнее орудовать силы, которые являются прямыми врагами США - местные филиалы "Аль-Каиды", а также аффилированные с ней организации, такие как ISIS. Одним словом, в новых реалиях Запад пошел на сделку с Россией, принял правила дипломатической игры, в то время как Турция продолжила свою прежнюю политику - поддерживала террористов. Теперь она вкушает плоды своих недальновидных действий - террористы вышли из-под контроля и начали представлять угрозу для нее самой", - заметил он.
По мнению Петросяна, ни одно правительство в здравом уме не заинтересовано в том, чтобы территориальным соседом было нестабильное, хаотичное радикальное образование. "Для Турции все пошло не так, как она того хотела. Цель Анкары заключалась в том, чтобы привести к власти в Сирии полностью подконтрольные себе политические силы. Раскол ССА внес путаницу в их планы, а усиление радикализма и вовсе их сорвало. Теперь же Анкара пытается вылезти из той ямы, которую сама себе выкопала. Инструмент восстал против хозяина, и теперь Турция оказалась между двух огней: стремление к свержению Асада и необходимость оборонять себя от террористов, которые представляют угрозу для жизни жителей страны", - поделился мыслями Петросян.
Резюмируя, он отметил, что сложившаяся для Турции сложная ситуация является прямым следствием реакционности ее политики. "Анкара не сумела проявить гибкость. В своей внешней политике она постоянно играет роль догоняющего, и это на ней сказывается".