В прошлую пятницу 4 октября 2013 года в Ирландии прошел референдум, на котором гражданам этой страны предстояло решить: необходимо ли сохранить в законодательной системе Ирландии верхнюю палату парламента - Сенат. Нынешний премьер-министр Ирландии Энда Кенни (партия Fine Gael) предложил ликвидировать Сенат, состоящий из 60-ти сенаторов, под предлогом политики экономии бюджетных расходов. Правда, верхняя палата ирландского парламента обходится ирландским налогоплательщикам не в такую уж большую сумму - всего €20 млн. в год. Референдум имел конституционное значение, поскольку в случае положительного решения были бы внесены соответствующие изменения в конституцию 1937 года. В результате референдума предложение премьер-министра было отвергнуто 51,7% голосов против 48,3%. Сенат и дальше благополучно продолжит свою работу в Ирландии. Таким образом, референдум в Ирландии стал простым показателем текущего доверия действующему с 2011 года правительству Эдда Кенни.

Можно сделать вывод: левоцентристский кабинет Кенни, имеющий крупнейшую в истории Ирландии парламентскую поддержку, постепенно теряет общественные симпатии. Противники кампании референдума обвинили правительство в стремлении отвлечь внимание людей от главных проблем Ирландии: состояния ее экономики, безработицы и растущей эмиграции. На следующей неделе правительство намерено представить стране бюджет 2014 года, параметры которого соответствуют политике жесткой экономии, навязываемой Ирландии Брюсселем и Берлином. Проект бюджета 2014 года уже согласован с ЕС и содержит экономию в размере €1 млрд. Бюджет Ирландии вновь будет дефицитным. С разрешения верховных органов ЕС, Ирландия имеет еще два года для сведения у себя дефицита бюджета до требуемых Евросоюзом 3% от ВВП. Прошедший референдум в Ирландии - частное событие в периферийной стране Европейского Союза, дает хороший повод для обсуждения ситуации в этой стране, ставшей со своим банковским финансовым кризисом 2008 года серьезным испытанием для еврозоны в 2010 году.

30 июня 2013 года Ирландия завершила свое полугодовое председательство в Евросоюзе. Премьер Кенни использовал председательство для решения национальных финансовых проблем. В идеале он хотел бы получить доступ к Европейскому стабилизационному механизму (ESM), чтобы европейские налогоплательщики взяли на себя риски, связанные с долгами ирландского банковского сектора. Но и без этого главным достижением Ирландии на настоящий момент является то, что, после пяти лет острого кризиса, страна приближается к выходу из системы финансовой помощи, предоставленной Ирландии Европейским Союзом и Международным валютным фондом (МВФ). Впрочем, хотя экономика Ирландии на настоящий момент стабилизировалась, национальный долг этой страны продолжают расти, несмотря на то, что Ирландия старательно выполняет все требования, выдвинутые тройкой кредиторов - Европейской комиссией, Международным валютным фондом (МВФ) и Европейским центральным банком (ЕЦБ). Государственный долг Ирландии увеличится к концу текущего года до 122% от годового валового внутреннего продукта (ВВП).

С 2007 года Ирландия испытала падение национального производства более чем на 20% ее ВВП. В стоимостном выражении кризисный объем, по-видимому, составил даже большее значение - около 30%. Социальная сфера Ирландии также испытала сильнейший удар. Безработица в Ирландии поднялась с 4% в 2006 году до 15% во время ее пика в 2012 году. Число безработных к числу открывающихся вакансий в Европейском Союзе выше, чем в Ирландии только в Латвии, Португалии и на Кипре. С ростом безработицы остановилась дотоле значительная иностранная миграция в Ирландию. Более того, вернулось столь известное в прошлом состояние, когда Ирландия была источником эмиграции в англо-саксонские страны. Кажется, что вновь пришли времена конца ХIХ века и 1980-х годов - периоды расцвета ирландской эмиграции. В 2012 году 50 тысяч граждан Ирландии покинули эту страну, а всего с 2008 года - 200 тысяч человек.

Однако есть доказательства, что экономическая ситуация в Ирландии стабилизируется и возвращается к предкризисным временам. Текущая статистика свидетельствует, что внутренние инвестиции в Ирландии растут, безработица сокращается, создаются новые предприятия, прямые иностранные инвестиции возвращаются в страну, создавая новые рабочие места и открывая новые возможности. Индекс промышленного производства в Ирландии растет с завидным постоянством уже в течение последних двух лет.

Несмотря на дефицит бюджета - в 2012 году он составил в Ирландии 7,4%, риски долгосрочных десятилетних долговых облигаций Ирландии в июне 2012 году снизились до приемлемого уровня - 3,5%. Это позволило Ирландии вернуться на рынки заимствований.

Банки Ирландии, ипотечная политика которых и обанкротила в 2008 году страну, возвращаются постепенно к деловому положению - к более устойчивому состоянию своих балансов. Государственная гарантия их активов и банковских обязательств отменена в марте 2013 года, и это означает, что государство больше не отвечает за долги банковской системы. Напомним, что спасение банков Ирландии обошлось этой нации в €64 млрд. Финансовая помощь тройки международных кредиторов ирландским банкам превратилась в часть национального долга Ирландии. Кризисные банки Ирландии были национализированы. Средний срок погашения этого долга составляет примерно 13 лет. Теперь правительство Ирландии начинает мечтать о частичной приватизации их активов после возвращения банкам рентабельности. Средства от приватизации пойдут на покрытие национального долга. В самые тяжелые дни экономического кризиса Дублин создал Национальное агентство по управлению активами банков, в которые были включены "плохие кредиты". В течение ближайших десяти лет правительство Ирландии рассчитывает распродать их.

Что касается высокого уровня индивидуальной задолженности ирландцев и задолженности их домохозяйств, в частности, ипотечными долгами, то в настоящее время только один из восьми держателей персонального долга не в состоянии расплатиться по кредитам в течение 90 дней. Остальные исправно выплачивают проценты, и это внушает оптимизм кредиторам. Впрочем, высокий уровень долга домохозяйств ведет к сокращению внутреннего потребления, а это, в свою очередь, сдерживает экономический рост.

Европа проводит политику жесткой экономии. Брюссель нуждается в позитивном примере - истории успеха ее практического осуществления. В нынешнем кризисном ряду из Ирландии, Кипра, Греции, Италии, Португалии и Испании именно Ирландия призвана стать маяком успеха стратегии экономии. Однако в отличие от прочих пока неудачников, Ирландия изначально была иной - страной с компактной, инновационной и открытой для иностранных инвестиций экономикой, с высококвалифицированной неприхотливой рабочей силой, не отягощенной в частном секторе профсоюзами. Это позволяет существенно снижать затраты на рабочую силу в этой стране. Сейчас Ирландия легко восстановила свою конкурентоспособность путем снижения у себя заработной платы. Благодаря неустойчивости евро на финансовых рынках, Ирландия вновь стал притягивать крупные иностранные инвестиции. Однако эффект кризиса долго еще будет сказываться на ее экономике и благосостоянии населения. Экономике Ирландии необходимо быстро расширяться для обслуживания процентных расходов по ее долгам. В 2012 году, например, обслуживание национального долга Ирландии оттянуло на себя более 15% всех налоговых поступлений. И следующее поколение ирландцев, по-видимому, будет испытывать бремя высоких налогов. Впрочем, Брюссель и международные инвесторы отметили для себя их стойкое терпение. Феноменом Ирландии является то, что в ней почти не было публичных протестов против навязываемой извне жесткой государственной политики бюджетной экономии. Любопытно, что 2012 год отмечен в Ирландии бэби бумом. В этом году в стране родилось больше детей, чем до этого в рекордном 1891 году. Правда, недавние исследования показали, что молодые ирландцы вообще не имеют у себя каких-либо сбережений. Уровень их потребления гораздо ниже, чем у их европейских сверстников, но, несмотря на это, ирландцы все-таки заводят детей.

Правительство Ирландии рассчитывает на экономический рост в 2014 году в размере чуть более 2% ВВП. В нынешней еврозоне это считается вполне благоприятным показателем, как для правительства, так и восстанавливающейся банковской отрасли Ирландии. Сейчас международные эксперты оценивают шансы восстановления Ирландии, как семь против трех. Однако в кризисном ряду, представленном югом еврозоны, Ирландия - нетипический случай, хотя бы из-за своей географии и истории.