Рабочая группа Полярной комиссии Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга обсудила аспекты создания в городе Арктического кластера. В работе комиссии приняли участие специалисты ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Как там сообщили сегодня, 7 октября, корреспонденту ИА REGNUM, проводивший совещание президент ГК "Транзас" Николай Лебедев отметил, что деятельность рабочей группы "промышленность", направленная на создание арктического кластера, должна быть максимально "бизнес-ориентирована".

В этом же ключе выступали другие участники форума. В частности, директор департамента развития нефте- и газодобычи на шельфе ОАО "НК "Ронефть" Андрей Коныгин в своем выступлении подчеркнул, что компания уже озвучила свои потребности в морской технике для освоения шельфа. Информация передана в Минпромторг РФ.

Обсуждался вопрос процедуры переноса производства ведущих мировых компаний в Россию, в частности, в Санкт-Петербург. Однако, по мнению представителей Крыловского научного центра, следует выделять два варианта или два возможных и даже параллельных пути. Как отметил в своем выступлении заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центра Евгений Апполонов, первый путь повторяет то, что уже пройдено Россией в сфере автопрома - создание сборочных производств. Этот процесс, безусловно, имеет значение для страны, но и другой процесс не менее важен. Именно на нем заострил внимание собравшихся заместитель генерального директора крыловского ГНЦ.

В рамках госпрограммы делается упор на создание опережающего научно-технического задела, что поддерживается государством в лице Минпромторга РФ. Это позволяет говорить об увеличении доли российского инжиниринга в создании объектов морской техники, прежде всего, в арктическом исполнении.

Прежде всего, речь идет о судовом оборудовании, которое составляет 65-70 процентов от стоимости объекта. Если на создание корпуса уходит около 30 процентов средств, то весь оставшийся их объем идет на поставку оборудования различного вида - энергетического, навигационного, бурового, добычного, на технологические комплексы по переработке нефти и газа. Подключение к этим поставкам российских компаний и есть главная задача, которая позволит в значительной степени поднять российское судостроение, обеспечив ему соответствующий авторитет и прибыльность деятельности.

Евгений Апполонов подчеркнул, что это особенно важно для Санкт-Петербурга, являющегося центром судостроительной промышленности, и сосредоточившего в своей черте не только судостроительные мощности, но и многочисленные заводы по производству судового оборудования.

"Если мы будем развивать эту часть, - подчеркнул Евгений Апполонов, - то сможем подготовить условия для успешного функционирования российских и петербургских компаний, готовых принять активное участие в создании морских объектов. Таким образом, задача по формированию на нашей территории арктического кластера, поставленная губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, будет эффективно выполнена".

В выступлениях участников совещания - представителей компаний "Малахит", "Северная верфь" и др. - также звучала мысль о том, что судостроительная промышленность города весьма заинтересована в развитии арктического кластера, для чего готова сотрудничать с потенциальными заказчиками морской техники.

Инициатива в освоении шельфа переходит к компании "Роснефть", и надо надеяться, что шаги, предпринимаемые компанией, приведут к дальнейшему развитию судостроительной промышленности, к получению сложных технических заказов.

Роль Крыловского научного центра в этих процессах хорошо понимают в рабочей группе Полярной комиссии Морского совета. Крыловский центр готов взаимодействовать с "Роснефтью", и, по словам Евгения Апполонова, уже имеются договоренности о ближайших конкретных шагах по развитию такого сотрудничества.