Давид Арутюнов: К растущей внутренней нестабильности Анкара может получить и внешнюю
Армения, 28 сентября, 2013, 17:15 — ИА Регнум. Решение Анкары о присуждении победы в конкурсе на поставку зенитно-ракетных систем большой дальности китайской компании стало отражением военно-технического и геополитического курса Турции на данном этапе.
Напомним, что 27 сентября победителем тендера на поставку в Турцию систем ПВО/ПРО в рамках программы T-LORAMIDS стал китайский производитель China Precision Machinery Export-Import Corp. (CPMIEC), предложивший Анкаре систему HQ-9 (FD-2000). Китай в тендере, стартовавшем еще в 2007 г., обошел конкурентов из США (консорциум Raytheon и Lockheed Martin, комплекс
Отметим, что китайская система в технологическом отношении, скорее всего, уступает американскому и российскому аналогам, тем более, что в значительной степени разработана на базе российских систем С-300, поставлявшихся в свое время Китаю.
Выбор Анкары уже вызвал отрицательную реакцию США и
В свою очередь, дипломатические источники НАТО практически исключили возможность взаимодействия между системами ПВО блока, развернутыми в Турции, и китайскими комплексами. Несомненно, одной из причин раздражения Вашингтона стало и то, что победитель конкурса китайская CPMIEC в феврале 2013 г. была внесена США в санкционный список за сотрудничество с Ираном, Сирией и КНДР.
Между тем, в решении Анкары четко прослеживаются два блока мотивов - военно-экономического и геополитического порядка. В первом случае нужно выделить проблему цены предлагаемых зенитно-ракетных систем. По данным турецких СМИ, китайский комплекс стоит на $1 млрд дешевле, чем системы конкурентов ($4 млрд.). Затем очевидно, что Китай предложил гораздо более выгодные для Турции условия передачи технологий, чем конкуренты, в особенности США, известные жесткой линией в этом вопросе. Еще одним аспектом, повлиявшим на выбор Анкары, стала и возможность новых китайских инвестиций в рамках поставок ЗРС. Так, по данным источников Today's Zaman, китайское предложение предусматривало крупные инвестиции в создание технопарка в Стамбуле.
Второй блок связан с геополитическими мотивами и отражает характерное для внешней политики Турции маневрирование между различными центрами силы. До сих пор в рамках военно-технического сотрудничества Турции это маневрирование осуществлялось между США и ЕС, где ключевым партнером Анкары выступала Германия. Еще с 1970-х гг. военное сотрудничество между Берлином и Анкарой (прежде всего в сфере поставок бронетехники) служило для Турции средством подчеркнуть свою независимость от Вашингтона. Нынешнее решение Анкары по зенитно-ракетному тендеру ввело в это маневрирование новый, азиатский элемент. При этом похоже, что в данном случае Анкара посылает сигнал не столько даже США, сколько
Весной этого года произошло серьезное охлаждение отношений между ЕС и Турцией в связи с протестами вокруг парка Гези. Были отложены переговоры по вступлению Турции в ЕС. Затем непосредственно накануне решения по тендеру ряд турецких официальных лиц выступили с пессимистическими оценками возможности членства Турции в ЕС. Так турецкий министр по делам ЕС
На отношения между Западом и Турцией влияет и динамика сирийского кризиса. Характерно, что решение по тендеру было принято в условиях разочарования Анкары партнерством с США по Сирии. Ранее именно неспособность Турции в союзе с монархиями Персидского залива устранить от власти Асада и проявление в Сирии курдского фактора способствовало сближению в 2011-12 гг. Анкары и Запада. После развертывания на территории страны комплексов ПВО НАТО и американского радара системы ПРО Анкара во многом вернулась в регионе к статусу младшего партнера Вашингтона, от которого она ранее стремилась дистанцироваться.
Однако летом 2013 г. ситуация в Сирии вновь изменилась. Отказ США от ударов по Сирии даже после провокации с химическим оружием продемонстрировал Анкаре, что Вашингтон не намерен брать на себя непосредственное выполнение задачи по свержению Асада. В новых условиях это может заставить Турцию вновь попытаться дистанцироваться от Запада и занять более реалистичную позицию по Сирии.
Примечательно, что находясь в Нью-Йорке президент Турции
По итогам противоракетного тендера может проявить себя и зависимость от Запада в военной сфере. В частности, среди последствий победы Китая в тендере наряду с уже отмеченной перспективой изоляции системы ПВО Турции от единой системы ПВО/ПРО НАТО не исключена возможность введения со стороны США ограничений на передачу Турции военных технологий. Проникновение Китая в ВПК Турции беспокоит США именно в этом плане, и это притом, что ряд основных предприятий турецкого оборонного комплекса создан с американским участием и с технологиями. Принятие подобных мер со стороны США неизбежно скажется на эффективности ВПК Турции.
В результате, похоже, что наличие этих и ряда других факторов неизбежно придаст в ближайшие годы внешнеполитическому курсу Анкары дополнительную нестабильность, которая в свою очередь будет накладываться на растущее социально-политическое напряжение внутри Турции.
Давид Арутюнов, эксперт ИА REGNUM