В среду, 25 сентября, в комитете по культуре Смольного состоится музыкальный совет, где будут обсуждаться возможные кандидатуры главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического оркестра. А пока комитет настоятельно предлагает уволенному в одностороннем порядке - по инициативе работодателя, то есть комитета по культуре - бывшему художественному руководителю и главному дирижеру Александру Титову вернуться в оркестр в качестве "работающего дирижера", чтобы "оркестр не простаивал". "Хотелось бы, чтобы оркестр был в форме и Титов проявлял себя как музыкант, надеюсь, он все-таки откликнется", - сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM глава комитета по культуре Василий Панкратов.

Громкая история с увольнением по телефону Александра Титова, объявлением выговора за некорректную форму сообщения об этом зампреду комитета по культуре Борису Илларионову, слухи о том, что это увольнение - не последнее, что в городе будут "сливать" оркестры, увольнять других дирижеров - стали топ-новостями.

Многие, кстати, впервые узнали из СМИ о существовании Санкт-Петербургского государственного академического оркестра, а также о том, что в городе, оказывается, 12 государственных оркестров "на бюджете".

"В городе 12 оркестров, в которых работает только музыкантов около 800 человек, заработная плата составляет в целом 250 млн рублей в год, то есть средняя - около 26 тысяч, но это средняя. Есть зарплаты меньше, люди уходят или, наоборот, сидят на месте - ведь трудовая книжка лежит, и при этом активно подрабатывают, так как относительно свободны", - отмечает глава комитета по культуре Василий Панкратов, который еще в самом начале своего председательства говорил о необходимости реформирования городских оркестров.

Глава комитета приводит простые цифры - в среднем каждый оркестр, чтобы быть в форме, должен давать по 50 концертов в год, если умножить 50 на 12, то получается, что в городе проходит ежегодно 600 симфонических концертов, и это без учета Большого и Малого залов Филармонии, трех оркестров Валерия Гергиева.

В комитете уверены - столько публики в городе просто нет, а оркестры зачастую не выходят на симфонический уровень, играя вальсы и польки в туристический сезон. Есть причины для реформы, безусловно. Но почему же начали далеко не с худшего, да еще и с увольнения Титова?

"Никто не оспаривает факта, что оркестр крепкий и сильный, а Титов - хороший дирижер, - говорит Панкратов. - Я понимаю, в чем вопрос, и отвечу: мы решили делать ставку на сильных, и именно этот оркестр заслуживает того, чтобы ему давали деньги, гранты, помещения для репетиций. Из него мы можем вырастить настоящий оркестр, который может стать гордостью Петербурга. Александр Вениаминович Титов - прекрасный дирижер, но как менеджер он, к сожалению, не очень успешен, совершенно понятно, что во главе с ним этот оркестр не сможет стать первым оркестром города".

Понятно, что сейчас оркестром займутся, назначен директор - пианист и дирижер Юрий Серов, выпускник Петербургской консерватории 1991-го и аспирантуры 1993 года, арт-директор Международного фестиваля камерной музыки в Петербурге "Северные цветы", преподаватель Петербургской консерватории. Понятно, что музыкантам прибавят зарплату, что будет и главный дирижер "с харизмой" и приглашенные дирижеры, которые принесут свои идеи, свои программы.

Но что будет с Титовым? И что вообще можно сделать, чтобы подобных - откровенно некрасивых и болезненных ситуаций - не было? Панкратов еще раз повторил, что искренне сожалеет о том, что Титова так обидели, сказал, что не хочет прекращения сотрудничества Титова и оркестра. А решением проблемы глава комитета видит лишь одно: срочный контракт сроком от года до пяти лет с руководителями учреждений культуры.

"Будут суды и скандалы, будут говорить, что это возмутительно, никто не хочет переходить на срочный контракт, но это - единственный способ изменения ситуации, - считает Василий Панкратов. - Потому что сейчас получается так - у чиновника есть возможность проявить произвол, а у директора есть возможность годами ничего не делать".

Панкратов рассказал, что уже встречался с руководителями городских театров, многие решили попробовать перейти на срочный контракт, к концу года процесс перехода на такую систему будет запущен в музеях и театрах.