Президент Сирии Башар Асад в интервью американскому телеканалу "Fox News" подтвердил, что присоединение Сирии к Конвенции по запрещению химического оружия означает ее согласие на его уничтожение.

Он указал, что Сирия 10 лет назад внесла предложение в ООН по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от всех видов оружия массового уничтожения. США выступили против этого предложения. Президент Асад обвинил Обаму и Керри в открытой лжи по поводу отрицания Сирией наличия у нее химоружия. "Мы никогда не говорили этого. Мы никогда не говорили "нет" и никогда не говорили "да", но мы всегда говорили, что этот вопрос мы не должны обсуждать, и если мы хотим говорить об этом, мы говорим "если", и "если" означает, что вы можете иметь химоружие или не иметь", - заявил он.

О сомнениях некоторых кругов в серьезности присоединения Сирии к Конвенции по запрещению химического оружия президент сказал, что история Сирии свидетельствует о том, что все заключенные ею соглашения выполняются. "Когда речь идет о конвенциях, то мы имеем в виду механизм их осуществления в соответствии с существующими нормами. Главное для меня - доверие сирийского народа, а не Обамы. Мы присоединились к Конвенции и будем выполнять все ее требования. Уничтожение химоружия - чрезвычайно сложная процедура с технической точки зрения и требует огромных финансовых средств. Для определения срока этой процедуры необходимо прибегнуть к помощи экспертов", - сказал президент.

На вопрос о наличии договоренностей с правительством России, предусматривающих защиту Сирии в случае, если она избавится от химоружия, Асад ответил, что политическая роль России была очень эффективной в период сирийского кризиса в течение последних двух с половиной лет, и она три раза наложила вето в Совете безопасности ООН. "На самом деле, она защищала Сирию политически. Россия не должна заключать соглашения о безопасности Сирии. Это - вопрос не только армии и войны, а также о политике. Россия делает свою работу, не имея такого соглашения", - подчеркнул Асад.

На вопрос о возможности принятия ООН резолюции, которая предусматривает возможность военных действий, руководствуясь главой VII Устава ООН в случае, если Конвенция не будет соблюдена, президент ответил, что необходимо разрешить недопонимание о том, почему САР согласилась присоединиться к Конвенции. Он отметил, что это произошло не из-за американских угроз, подчеркнув, что эти угрозы были связаны не с передачей арсенала химического оружия, а с нападением на Сирию, якобы чтобы предотвратить новые случаи применения химического оружия. Президент подтвердил, что Сирия никогда не подчинялась угрозам. "Мы одобрили российскую инициативу, исходя из наших убеждений и нужд", - сказал он, отметив, что осуществление процесса уничтожения запасов химического оружия является делом международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). "То, что мы должны сделать - это предоставить информацию и доступ к местам хранения химоружия инспекторам. Это мы можем сделать и завтра, с нашей стороны нет никаких проблем", - добавил глава Сирии.

Президент опроверг наличие разногласий по поводу доклада ООН о применении химоружия в окрестностях Дамаска. "Никто не говорил, что химическое оружие не было применено. Все ждут доказательств. Мы еще в марте этого года пригласили международных экспертов в Сирию для расследования фактов применения отравляющего газа зарина в Алеппо", - напомнил он.

"Распространяемая информация о том, что этот газ и ракетные установки имеются на вооружении у Сирийской армии, которая якобы их использовала, является недостоверной, так как, во-первых, газ зарин не может быть использован вблизи местонахождения своих солдат. Во-вторых, вы не прибегаете к применению оружия массового поражения, когда успехи армии очевидны. В-третьих - мы не применили это оружие в прошлом году, когда столкнулись с крупными проблемами. В-четвертых - это оружие может применяться лишь специальными подразделениями. Если бы мы применили это оружие в Восточной Гуте, то нанесли бы урон солдатам и мирным жителям Дамаска", - заявил Башар Асад.

Президент повторил, что Сирия первой пригласила международных инспекторов на свою территорию, дав им все необходимые полномочия, однако США решили ограничить их миссию вопросом о применении химоружия в Восточной Гуте. "Вашингтон знал, что определение инспекторами виновников в применении оружия не будет в его интересах, так как виновной стороной являются террористы и мятежники", - отметил Асад.

Президент подчеркнул, что в Сирии не идет гражданская война, так как нет войны против сирийского народа. "В происходящем участвуют боевики из многих стран, которые поддерживаются рядом государств региона и мира. От 80 до 90% мятежников принадлежат организации "Аль-Каида" и связаны с ней движением "Джебхат Ан-Нусра". В ходе конфликта десятки тысяч сирийцев погибли в результате терактов, покушений и операций смертников. Погибло более 15 тысяч военнослужащих. Подавляющее большинство мирных людей погибло от рук террористов, которые проникают в жилые районы, что вынуждает армию к активным действиям в этих местах для защиты народа и выполнения своего долга. Если бы террористам было позволено продолжать преступления, то жертвами террора могли бы стать миллионы сирийцев", - заявил Асад.

Он также подчеркнул: "Сегодня большинство сирийского народа осознает опасность терроризма и поддерживает правительство, а не меня. Народ стремится к восстановлению нормальной работы государственных институтов и безопасности в стране, которая занимала четвертое место в мире по этому показателю. Проблема настоящего региона заключается в проникновении террористов в Сирию и еще более - в их идеологии. Большое число террористов, которые останутся в живых, вернутся в свои страны, где они могут представлять угрозу обществу".