"Все не вернется к прежнему состоянию": выступление Жозе Мануэля Баррозу "о положении Союза"
В Европе размышляют над проблемой, насколько прочна наблюдаемая сейчас экономическая и финансовая стабилизация. Являются ли частные положительные явления в экономике еврозоны надежным трендом? В этой связи событием минувшей недели для
Баррозу говорил: "Не питайте иллюзий. В бизнесе нет пути назад к обычному состоянию дел. Некоторые поверили, что после всего все вернется к прежнему состоянию. Они ошибаются. Мы не вернемся к "старой" норме. Нам придется создавать "новую" норму". Баррозу констатировал, что весной этого года еврозона вернулась в состояние экономического роста после долгой череды спадов, вызванного долговым и банковским кризисами. "Восстановление в пределах видимости. Это должно побуждать нас удвоить наши усилия... Мы обязаны сделать это ради наших 26 миллионов безработных", - сказал он и продолжил, - "С хрупким восстановлением, самый большой риск падения я вижу в политическом факторе". "Существует прямая связь между кредитами одной страны и банками другой страны, между инвестициями в одной стране и бизнесом другой страны, между работниками одной страны и компанией другой страны. Такая взаимозависимость означает, что только европейские решения могут работать", - констатировал в своем выступлении председатель Еврокомиссии. Наибольшую озабоченность для Баррозу и других высокопоставленных политиков в Брюсселе вызывает то, что интерес к реформам бюджетной экономии идет на убыль при снижающемся давлении со стороны финансовых рынков и признаках восстановления экономики.
Итак, как полагает председатель Европейской комиссии, самый большой риск в этих условиях для Европы - отсутствие политической воли. Однако нынешнее обращение Баррозу к Европейскому Союзу, в отличие от прошлогоднего, не содержало кардинальных призывов по политическому реформированию организации. Если год назад Баррозу говорил о политическом союзе в Европе, т. е. о некоем подобии федерации, как о ближайшей реальности, то теперь речь идет лишь о неопределенном "политическом горизонте". Баррозу в своем выступлении констатировал, что достигнутый под влиянием кризиса уровень экономической интеграции Европы является состоянием, о котором руководители Европейского Союза не могли помыслить пять лет назад.
Впрочем, выступление в минувшую среду председателя Еврокомиссии не смогло обойти важный внешнеполитический вопрос - конфликт России и ЕС из-за европейской программы "Восточное партнерство". В своей речи председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, намекая на Россию, что ЕС не одобряет усилия, препятствующие восточноевропейским странам устанавливать более тесные связи с Европейским Союзом, состоящим из 28-ми наций. "Мы не можем принять любые попытки ограничить собственный суверенный выбор этих стран", - сказал Баррозу в своем ежегодном обращении в Европейском парламенте в Страсбурге, - "Мы не можем отвернуться от них". Противодействие российским планам по расширению
Мандат нынешнего состава Европейского парламента заканчивается в мае 2014 года. До этого срока Баррозу пообещал представить предложения по "социальному измерению" Европы, по вопросам промышленной политики, а также по законодательству о том, как наказывать государства-члены ЕС, которые нарушают демократические нормы Евросоюза.
Заявленные год назад широкие политические планы сменились частностями политики финансовой и экономической интеграции Евросоюза. Впрочем, в политической сфере Европейская комиссия за оставшийся срок намерена продвигать реальное и менее амбициозное. Европейская комиссия, как полагает Баррозу, должна встать на стражу демократии и демократических ценностей в ЕС. Для этого она должна получить соответствующие полномочия. Проблема защиты коллективных демократических ценностей Союза стала актуальной в 2011 и 2012 году из-за тенденций авторитаризма в Венгрии и Румынии. В качестве штрафной санкции рассматривается возможность лишения голоса в
Тем временем от Франции до Португалии контролируемые Европейской комиссией реформы бюджетной экономии встречают как протест масс, так обструкцию действующих политиков. Хорошим примером последних действий является июльский кризис в Португалии. Под сомнением оказались планы банковского и фискального союза. Накануне выступления Баррозу в ночь на 11 сентября руководители Европейского парламента и Европейского центрального банка (ЕЦБ) достигли договоренности о прозрачности правил банковского надзора, которые коснутся 150-ти крупнейших банков еврозоны. По условиям соглашения, если совет ЕЦБ постановит отклонить решение банковского надзорного органа, он обязан проинформировать об этом в конфиденциальном порядке главу Европейского парламента и председателя соответствующего парламентского комитета. Это пока все. Создание единой структуры, объединяющей около 6 тыс. банков еврозоны, с механизмами контроля, чтобы свести на нет риски и защитить, как кредиторов, так и вкладчиков депозитов, является одним из самых масштабных и сложных проектов ЕС.
Усилия претворить планы банковского союза зашли в тупик в преддверии выборов в Германии, и есть сомнения в том, что Берлин добавит импульс проекту после того, как там будет сформировано новое правительство. Германия не заинтересована в быстром запуске банковского союза.
Португалец Баррозу закончит свой второй пятилетний срок в качестве председателя Еврокомиссии в ноябре следующего года, и не ожидается, что он будет вновь назначен на следующий срок. Сегодня Баррозу имеет мало влияния на идущие переговоры о банковском союзе. Однако есть одно практическое дело, которое он желал бы завершить до своего ухода с поста председателя Европейской комиссии. Баррозу хотел бы провести реформу телекоммуникационной связи в ЕС с ликвидацией роуминга мобильной связи в странах Европейского Союза. Еще в 2007 году Еврокомиссия определила ценовые потолки для роуминга. С того времени оплата за телефонные звонки абонентов между государствами-членами ЕС сократилась на целых 80%. Намечаемая окончательная отмена роуминга будет означать коренную перестройку европейского рынка телекоммуникаций с его унификацией. Реформа предполагает формирование в Европе по образцу организации авиасообщения двух международных телекоммуникационных альянсов. Проект предусматривает постепенное и "добровольное" устранение роуминга европейскими телекоммуникационными компаниями, начиная с лета 2014 года. Практическое осуществление этой реформы находится в руках еврокомиссара Нели Крус. Разумеется, лобби европейских телекоммуникационных компаний выступает против отмены роуминга. Критики указывают, что Европа и так отстает от Азии и США в плане реализации следующего 4G стандарта мобильной связи. Снижение доходов, связанное с ликвидацией роуминга, может привести к сокращению инвестиций в телекоммуникационном секторе экономики Европы, - утверждают критики реформы. Однако унификационное и интегрирующее значение для Европы телекоммуникационной реформы, продвигаемой Баррозу, даже они не отрицают. Если не удается великое, Баррозу продвигает малое, но весьма полезное для интеграции европейского пространства. На днях британский премьер