"В ситуации неопределенности вокруг ареста Владислава Баумгертнера Минску необходимо доказать свою решимость довести это дело до желаемого конца, невзирая на давление Москвы по вопросам поставки российской нефти и импорта белорусской молочной продукции", - заявил корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, комментируя озвученную 11 сентября Александром Лукашенко возможность закупать Белоруссии нефть не в России, но продавать выработанные из неё нефтепродукты на российском рынке.

"Заявление Александра Лукашенко о возможных закупках недостающей нефти на мировом рынке носит политический характер и сделано специально для российского правительства, объявившего об ограничениях поставок нефти с 23 до 18,5 млн. т. Для большего веса заявление прозвучало в момент переговоров с Игорем Сечиным, который ранее выразил крайнее недовольство подобными ограничениями", - сказал белорусский экономист.

По мнению Синкевича, официальному Минску будет непросто вернуться к вопросам поставок нефти из дальнего зарубежья, чтобы продемонстрировать Москве свою независимость. Таковые схемы были отработаны в 2010-2012 годах: нефть из Венесуэлы и Азербайджана поставлялась танкерами через прибалтийские и украинские порты, железнодорожным транспортом и через нефтепровод "Одесса-Броды" на Мозырский НПЗ, однако независимые эксперты и чиновники разошлись в оценках убыточности данных проектов для белорусской стороны. По факту, в 2012 году Белоруссия отказалась закупать нероссийскую нефть, хотя годом ранее белорусские чиновники заявляли о готовности закупать большие её объёмы на протяжении многих лет.

"Лишних денег в Белоруссии в 2013 году для запуска альтернативных поставок нефти, разумеется, нет, но на кону находится стратегический вопрос сохранения субъектности Белоруссии как регионального игрока. Поэтому в случае несговорчивости российских властей возможны реальные закупки некоторых объемов нефти в Азербайджане или Венесуэле по ранее отработанным схемам, - считает Синкевич. - Причем делаться это будем с максимальным информационным сопровождением и апелляцией к мнению российской и европейской элиты, подчеркивая социальную значимость данных поставок, позволяющих спасти белорусскую нефтепереработку от простоя и закрытия".

Встречаясь 11 сентября в Минске с Сечиным, Лукашенко заявил не только о поручении первому вице-премьеру Белоруссии Владимиру Семашко "заключить договоры по поставкам нефти с мирового рынка по мировым ценам", но и о возможности поставлять на российский рынок нефтепродукты, выработанные из этой "чужой" нефти. Стоит отметить, что согласно межправсоглашениям в рамках Таможенного союза и ЕЭП, Белоруссия не обязана этого делать: квота на нефтепродукты имеет отношение только к "беспошлинной" российской нефти, а экспорт нефтепродуктов в Евросоюз и на Украину для Белоруссии более выгоден. Тогда почему Лукашенко на переговорах с Сечиным завёл речь о продажах нефтепродуктов из нероссийской нефти именно на российском рынке?

Отвечая на этот вопрос, Синкевич отметил, что направление реальных поставок дополнительно произведенных нефтепродуктов - на российский, европейский или внутренний рынок, в указанном им контексте "несущественно". Важно, по мнению Синкевича, то, что Минск полон решимости подтвердить свой статус и добиться уступок Москвы, что и произойдёт в скором времени.

"Москва наверняка чувствует эту решимость Минска, и поэтому высока вероятность, что она в скором времени традиционно пойдет на уступки - тем более, что внешнеполитическая ситуация для Российской Федерации складывается непросто: экономическое противостояние с Украиной и обострение сирийского вопроса не способствуют открытию полноценного белорусского фронта. Кроме того, российское правительство не чувствует себя уверенно в споре с Лукашенко: в самой России есть немало пробелорусских лоббистских групп, к одной из которых принадлежит Игорь Сечин, - сказал эксперт. - Также нельзя не учитывать мнение российского общества, в чьи обостренное чаяния социальной справедливости ожидаемо попал Александр Лукашенко при помощи шумного судебного преследования топ-менеджеров группы Сулеймана Керимова. В такой ситуации чрезмерное давление на Белоруссию правительству Дмитрия Медведева осуществить будет очень непросто, а гипотетическая победа может оказаться пирровой".

Как сообщало ИА REGNUM, 11 сентября в Минске состоялись переговоры Александра Лукашенко с президентом ОАО НК "Роснефть" Игорем Сечиным, в ходе которых руководитель республики заявил: "Откровенно скажу, я поручил Семашко (первому вице-премьеру Владимиру Семашко, - прим. ИА REGNUM) заключить договоры по поставкам нефти с мирового рынка по мировым ценам. Деваться было некуда, поскольку завод же не остановишь - это ущерб огромный заводу. Поэтому ваше заявление было кстати. И я поручал правительству, и "Белнефтехиму" обязательно проработать эти вопросы - по поставкам вашей нефти на переработку на наши заводы. Я думаю, мы договоримся. Тем более, не думаю, что вы хотите, чтобы на ваш традиционный рынок пошли какие-то другие нефтепродукты, выработанные из чужой нефти - я не думаю, что нам надо это делать. А нам выгода от работы с вами очевидна, потому что сегодня нефть - очень дорого, и мы, фактически, будем работать если не в убыток, то "по нулям" - это точно, потери будут, конечно, приличные". В свою очередь Сечин подтвердил интерес "Роснефти" к развитию сотрудничества с белорусскими госпредприятиями и сообщил, что нашел понимание по вопросам поставок российской нефти на белорусские НПЗ у президента РФ, в правительстве РФ и Минэнерго РФ.

Также напомним, 29 августа зампред правительства РФ Аркадий Дворкович, комментируя арест в Минске гендиректора "Уралкалия", заявил о возможности применения экономических санкций к "неадекватному" официальному Минску. Дворкович подчеркнул: "В отношении поставок нефти позиция России не изменилась - мы исходим из того, что за 2013 год российская сторона поставит в Белоруссию 18,5 миллиона тонн, при том, что Белоруссия настаивает на 23 миллионах тонн". Он отметил также: "Ожидаемый объем поставок за первые восемь месяцев 2013 года уже составит около 15 миллионов тонн. При согласовании баланса на четвертый квартал мы будем исходить из заявленного Россией объема". Дворкович заявил также о возможном привлечении к ответственности участников "растворительно-разбавительной схемы", из-за которой в 2011-2012 гг. российский госбюджет недосчитался нескольких миллиардов долларов. Позицию правительства РФ по поставкам нефти в Белоруссию Дворкович подтвердил 5 сентября на переговорах с белорусским коллегой Владимиром Семашко.