Реконструкция Малого Мраморного дворца в Санкт-Петербурге: "расчистить пространство, уважая историю"
Москва, 10 сентября, 2013, 10:03 — ИА Регнум. Четыре звезды мировой архитектуры представили накануне вечером в
Как сообщает сегодня, 10 сентября, корреспондент ИА REGNUM,
Приехали лично и многие влиятельные члены жюри:
Архитекторы вскрыли запечатанные конверты - чтобы узнать порядковый номер, согласно которому они будут представлять проект. Номер первый выпал Эрику ван Эгераату, сообщившему, что здание Европейского университета - отличный выбор для работы, поскольку должно стать частью культурного пространства городского центра.
"Это здание достойно уважения и понимания, но и второго шанса стать пространством еще более богатым и роскошным", - сказал архитектор.
По проекту Эрика ван Эгераата предполагается, что при максимально бережном сохранении здания - фасады не меняются вообще - акцент будет сделан на создание новых общественных пространств за счет того, что будут убраны столь характерные для старых дворцов маленькие комнатки и коридоры вне парадных анфилад. Хотя "новое должно уважать старое и бережно с ним обращаться", то есть исторические интерьеры будут сохранены.
Мало того, архитектор говорил и об их полной реставрации. В своем проекте Эрик ван Эгераат максимально акцентирует внимание на трех дворах здания, один из которых превратится в атриум, появлении зеленой крыши и террасы, двух пространств на первом и втором этажах, где разместятся библиотека, компьютерный центр, кафе, аудитории.
Архитектор остановился и на энергосберегающих технологиях обогрева и вентиляции - системы будут установлены таким образом, чтобы снизить электропотребление на треть. Эгераат напомнил, что по его проектам уже построено 9 университетских зданий по всему миру, и сейчас строится десятое - в Лейпциге.
Эскизный проект Рема Колхаса представляла Екатерина Головатюк. Архитектор тоже решил пойти по очевидному пути создания больших пространств, избавляясь от родовых признаков аристократического дворца - маленьких комнаток с низкими потолками, нелогичных переходов, в общем, "от структуры, напоминающей лабиринт", сохраняя при этом все исторические интерьеры, вид на которые будет открываться с различных точек нового пространства.
По замыслу Колхаса, внутреннее пространство Малого Мраморного дворца должно быть четко структурировано по горизонтали и вертикали, что даст возможность понятного перемещения внутри здания, появления больших аудиторий, полных воздуха и света, в том числе со стеклянной крышей и выходом во двор, обширного современного выставочного пространства.
Вертикальный променад, в который будут включены 80 процентов лестничных пролетов, свяжет все уровни горизонтальных пространств единым общим элементом. Рем Колхас в своем видеообращении напомнил, что первый раз приехал на берега Невы еще в Ленинград - в 1969 году, и с тех пор участвует в разных архитектурных проектах города, в частности, работает с
"Очень важно расчистить пространство, уважая его историю", - продолжая общую мысль звездных предшественников, сообщил, представляя свой эскизный проект, Жан-Мишель Вильмотт, у которого в активе тоже создание университетских кампусов - Коллеж де Франс, Юридическая школа в Париже и т.д.
Вильмотт назвал проект Европейского университета "огромным вызовом" - научиться говорить на современном языке архитектуры в старинном особняке не просто. Архитектор также, но более решительно, чем другие, заговорил об эффективном пространстве внутри. Он предложил закрыть двор, убрать позднейшие советские надстройки, убрать нагрузку с крыши, дав больше света - там, под самым коньком, образуется световое стеклянное пространство, которое даст естественный свет в библиотеку с читальным залом.
Вильмотт предлагает вернуть часть зеленых пространств старому дворцу - ведь здесь когда-то был сад. Внутри здания появится ось, вдоль которой на первом этаже сгруппируются большие аудитории, зал для конференциий и встреч, а на втором этаже появится висячий сад, исследовательский центр, учебная аудитория в бывшей часовне, на третьем - учебные аудитории, офисы профессоров, вход в атриум.
Александр Марголис после презентации Вильмотта задал вопрос ко всем конкурсантам: известно ли им, что дворец на Гагаринской улице - памятник архитектуры федерального значения. На него, в соответствии с законодательством, составляется опись предметов охраны, среди которых, в частности - конфигурация и габариты крыши. Форма кровли старого дворца - под охраной закона, ее тоже менять нельзя.
Сергей Чобан, представлявший свой проект, отметил, что атмосфера старого петербургского особняка должна быть сохранена - с трубами, типичными крышами, кровлей: "Не должно быть ощущения, что внешний объем сохранен, а изнутри здание выпотрошено, необходимо сохранить объемы, которые создают силуэт, делающий здание сложившимся ансамблем, в том числе и со стороны Невы".
Чобан предлагает систему реновации стен, ввод новых элементов, которые будут фактически крепиться в теле старого здания металлоконструкциями, не касаясь стен - "в старое тело вставят новое сердце". Именно там появятся полные света кафе, залы, атриум, планируется и выход на кровлю. В общем и целом, пространство увеличится на 2 тысячи квадратных метров.
У главы комитета по градостроительству и архитектуре Олега Рыбина возник вопрос о парковках. Чобан, работающий в Берлине, ответил, что в немецкой столице, к примеру, вообще нет норм на парковки в центре - и люди привыкли, что в центр лучше добираться общественным транспортом, а университетские здания - в списке тех, около которых вообще парковка запрещена. Правда, в проекте Европейского университета Чобан предусмотрел несколько парковочных мест, но не более - по мнению архитектора, центру Санкт-Петербурга было бы лучше, если его максимально разгрузили бы от личных авто, развивая общественный транспорт.
Идею конкурса, чтобы сделать здание особняка на Гагаринской приспособленным для современного учебного и творческого процесса, высказал сам Европейский университет, в котором ныне всего 250 студентов, а многие пространства, доставшиеся в наследство от располагавшегося здесь в советские годы Института охраны труда, вообще не используются.
Весной 2013 года университет объявил конкурс эскизных проектов, к участию в котором были приглашены архитекторы с мировой репутацией и обширным опытом проектирования университетских зданий и работы с объектами исторического наследия в России и за рубежом.
По замыслу организаторов конкурса, в Малом Мраморном дворце должно появиться современное международное образовательное пространство и новый центр городской активности, важная для Петербурга площадка для научных и культурных мероприятий. Проект должен стать образцом бережного отношения к историческому памятнику и городскому контексту, продемонстрировав, как новое может сосуществовать со старым. Вечером 11 сентября будет объявлен проект-победитель конкурса.
Справка. В середине XVIII века участок, на котором находится Малый Мраморный дворец, был занят прачечными императорского двора и домами дворцовых служителей.
В 1830-1840-х годах участок перешел к графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко. В 1855 году - его сыну Николаю Александровичу, штаб-ротмистру Кавалергардского полка, известному коллекционеру предметов искусства.
В 1857-1862 годах по его заказу Э.А.Шмидтом дом, уже бывший на участке, был перестроен. Здание стало вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца, чей фасад был облицован натуральным камнем. Здесь использован тивдийский мрамор.
Особым украшением Малого Мраморного дворца стала Парадная лестница в стиле
Двусветный Танцевальный зал был украшен плафоном "Смерть похищает Поэта". Паркет здесь был инкрустирован перламутром. К Белому залу примыкал Кабинет - копия кабинета Карла V в Брюгге. В нем хранилась коллекция рыцарского оружия и доспехов. Рядом с Кабинетом - Бильярдная, освещение которой осуществлялось через стеклянный витраж на потолке. Анфилада комнат второго этажа вдоль Гагаринской улицы за Золотым залом продолжалась Гостиной в стиле Людовика XV. Рядом с Гостиной - Дамский кабинет в стиле Людовика XVI.
Дворовые флигели с главным корпусом соединяли Галерея и Турецкая (Курительная) комната. В дворовых флигелях находились другие парадные залы - Зимний сад с фонтаном и бассейном, а за ним - Пименовская галерея, в которой были выставлены скульптурные барельефы С.С.Пименова "Воскресение" и "Преображение Господне". К галерее примыкала Елизаветинская зала в стиле барокко. Южнее Елизаветинской залы - Библиотека, за ней Театральный флигель. На территории усадьбы был разбит сад с фонтанами.
18 октября 1873 года дом был куплен для великого князя Николая Константиновича (старшего сына великого князя Константина Николаевича). С той поры особняк и стали называть Малым Мраморным дворцом.
Николай Константинович считался одним из самых красивых русских великий князей. Писатель Дмитрий Григорович вспоминал, что "Когда он был юношей и жил в Мраморном дворце, к нему водили девок по целым десяткам". Имела знакомство с ним и известная авантюристка того времени Фанни Лир. Она описала Малый Мраморный дворец так:
"По широкой лестнице розового мрамора с великолепными вазами и бронзовыми фигурами мы поднялись во внутренние апартаменты, состоявшие из ряда комнат одна лучше другой. Тут я увидела огромную бальную залу, белую с позолотой, в стиле эпохи Возрождения; великолепный салон во вкусе Людовика XIV и другую гостиную, украшенную выцветшими гобеленами Людовика XV; курительную комнату мавританского стиля; будуар, обтянутый розовым шёлком с кружевами; туалетный кабинет с превосходной мраморной ванной; большую столовую, обтянутую кордовской кожей; залу елизаветинского стиля; его кабинет; полузаброшенную домашнюю церковь и запущенный сад. Всюду драгоценные вещи, фарфор, картины, ковры. Я обомлела от изумления при виде этого великолепия".
После того как великий князь Николай Константинович был уличен в краже ценностей его некоторое время держали под арестом в собственном дворце. 11 декабря 1874 года
После гибели Александра II Малый Мраморный дворец было решено передать морганатической супруге императора светлейшей княгине Екатерине Михайловне Юрьевской.
Княгиня Юрьевская вместе с детьми переехала в Малый Мраморный дворец летом 1881 года. Перестроек она не устраивала, но изменила назначение некоторых помещений, поменяла предметы обстановки. На третьем этаже появились детские комнаты и служебные помещения для воспитателей. В Пименовской галерее разместилась церковь.
На втором этаже Малого Мраморного дворца княгиня устроила открытый для широкой публики музей памяти Александра II. В двух комнатах (Опочивальне и Кабинете) хранились личные вещи погибшего императора, связанные с его жизнью картины, фотографии, иконы. На Парадной лестнице стояло чучело медведя с надписью: "Лисино. Убит Его Императорским Величеством близ Лисинского учебного лесничества 22 января 1875 года".
В 1913 году княгиня Юрьевская навсегда уехала из России. Уже находясь за границей она продала Малый Мраморный дворец дочери камер-юнкера Высочайшего двора Е.П.Леонард "за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II". Эти предметы были вывезены в Париж, а затем в Ниццу.
Для новой владелицы Малый Мраморный дворец перестраивал гражданский инженер Н.Н.Игнатьев. На месте Театра, Оранжереи и Сада появился шестиэтажный дом с тремя флигелями.
В 1930-х годах Малый Мраморный дворец был занят научно-исследовательским институтом охраны труда. В это время пристройки, где размещались Зимний сад и Пименовская галерея, были надстроены до трех этажей. В 1970 году Малый Мраморный дворец был взят под охрану как памятник архитектуры.