Интриги выборов: рейтинг Фонда "Петербургская политика" (август 2013 года)
Москва, 4 сентября, 2013, 11:47 — ИА Регнум. Аналитический комментарий
Представляем очередной Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за август 2013 года, подготовленный при информационной поддержке ИА REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.
Основные интриги августа были связаны с подготовкой к единому дню голосования 8 сентября. Несмотря на то, что она проходила в условиях относительно благоприятного социального фона, выборы не могли не актуализировать внутриэлитные противоречия на региональном и муниципальном уровнях. Опасения усиления негативной повестки дня вследствие резонанса от московских выборов в целом не нашли подтверждения: столичная кампания почти не выходила за пределы
На выборах глав городов наименее конкурентная ситуация в Семикаракорске (Ростовская область), Оленегорске (Мурманская область) и Кяхте (Бурятия) - здесь в выборах участвует 2 кандидата (представитель
На выборах в городские советы рекордным стало участие малых партий. Их мотивация для участия в выборах остается различной - однако их значительная часть (в том числе и неспойлерских) мало известна не только в своих муниципальных образованиях, но и на федеральном уровне. Опыт кампании 2012 года показал наличие у избирателей потенциальной готовности поддержать подобные бренды - подчас они получали до нескольких процентов голосов. Нередко это происходит за счет целенаправленного созвучия новых брендов с существующими названиями более крупных партий. Показатели голосования в 2013 году во многом определят успех малых партий как технологии отъема голосов у "больших". Наиболее экзотичными можно назвать выборы советов в городах "новой Москвы" - Троицке и Щербинке, где "Единая Россия" отказалась от выдвижения собственных кандидатов.
В целом подготовка к выборам не привела к существенной дестабилизации, а кампания не сопровожадалась мощной волной общественных ожиданий. Общий уровень социально-политической устойчивости российских регионов будет сопровождаться не только формальными итогами голосования, но и сопутствующим фоном - степенью легитимации итогов голосования, уровнем поствыборной активности основных игроков, борьбой за распределение портфелей после подведения итогов. В случае повторения сценария 2012 года, когда осенние выборы не спровоцировали серьезный рост политической активности, следует ожидать возвращения региональной повестки дня к социально-экономической тематике. С другой стороны, в отдельных регионах возможно обострение политической борьбы - особенно там, где имеются ожидания досрочной замены губернаторов. Конец 2013 года мог бы стать удобным временем для подобных ротаций - поскольку опыт заблаговременных замен (Забайкальский край, Владимирская и Магаданская области) с предоставлением исполняющему обязанности главы времени для подготовки к предвыборной кампании будет, скорее всего, признан федеральным Центром удачным.
В сравнении с июльскими показателями наибольшее снижение рейтинга устойчивости зафиксировано в Хабаровском крае (-0,4) в связи с крупным наводнением и в Вологодской области (-0,3) - в связи с обострением бюджетных проблем. Максимальное увеличение рейтинга (+0,2) наблюдается в 5 регионах.
(4 сентября 2013 года)
Топ-10 событий августа 2013 года в региональной политике
1. Подготовка к единому дня голосования 8 сентября
2. Наводнение на Дальнем Востоке
3. Смена полпреда в Дальневосточном федеральном округе
4. Выдвижение кандидатов на пост глав Дагестана и Ингушетии
5. Конфликт властей Чечни с сотовыми операторами
6. Попытки инициирования скандалов вокруг деятельности мэров Калининграда и Омска
7. Убийство секретаря Совета безопасности Ингушетии
8. Предложение губернатора Вологодской области о переводе чиновников на 4-дневную рабочую неделю
9. Активизация действий правоохранительных органов в отношении мигрантов в Москве и других регионах
10. Консервация "
РЕЙТИНГ
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за май 2013) | Динамика за месяц |
Сахалинская область | 8,2 (8,0) | 0,2 |
Чукотский АО | 8,2 (8,0) | 0,2 |
Камчатский край | 8,0 (7,8) | 0,2 |
Белгородская область | 8,4 (8,3) | 0,1 |
Ивановская область | 8,4 (8,3) | 0,1 |
Саха | 8,2 (8,1) | 0,1 |
Ростовская область | 8,0 (7,9) | 0,1 |
Ямало-Ненецкий АО | 9,0 (9,0) | 0,0 |
Пензенская область | 8,4 (8,4) | 0,0 |
Калужская область | 8,3 (8,3) | 0,0 |
Мордовия | 8,0 (8,0) | 0,0 |
Хакасия | 8,4 (8,5) | -0,1 |
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) | Динамика за месяц |
Магаданская область | 7,6 (7,4) | 0,2 |
Ненецкий АО | 7,9 (7,8) | 0,1 |
Тамбовская область | 7,9 (7,8) | 0,1 |
Коми | 7,5 (7,4) | 0,1 |
Ленинградская область | 7,2 (7,1) | 0,1 |
Тыва | 7,2 (7,1) | 0,1 |
Томская область | 7,8 (7,8) | 0,0 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 7,5 (7,5) | 0,0 |
Башкортостан | 7,4 (7,4) | 0,0 |
Марий Эл | 7,4 (7,4) | 0,0 |
Московская область | 7,0 (7,0) | 0,0 |
Санкт-Петербург | 7,0 (7,0) | 0,0 |
Ульяновская область | 7,8 (7,9) | -0,1 |
Самарская область | 7,6 (7,7) | -0,1 |
Кемеровская область | 7,4 (7,5) | -0,1 |
Амурская область | 7,9 (8,1) | -0,2 |
Тюменская область | 7,7 (7,9) | -0,2 |
Свердловская область | 7,5 (7,7) | -0,2 |
Иркутская область | 7,3 (7,5) | -0,2 |
Москва | 7,0 (7,2) | -0,2 |
Нижегородская область | 7,0 (7,2) | -0,2 |
Вологодская область | 7,4 (7,7) | -0,3 |
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) | Динамика за месяц |
Бурятия | 6,5 (6,3) | 0,2 |
Костромская область | 6,9 (6,8) | 0,1 |
Курская область | 6,9 (6,8) | 0,1 |
Псковская область | 6,7 (6,6) | 0,1 |
Кировская область | 6,0 (5,9) | 0,1 |
Новосибирская область | 6,9 (6,9) | 0,0 |
Астраханская область | 6,6 (6,6) | 0,0 |
Приморский край | 6,5 (6,5) | 0,0 |
Челябинская область | 6,3 (6,3) | 0,0 |
Адыгея | 6,2 (6,2) | 0,0 |
Оренбургская область | 6,0 (6,0) | 0,0 |
Татарстан | 6,8 (6,9) | -0,1 |
Алтайский край | 6,7 (6,8) | -0,1 |
Новгородская область | 6,6 (6,7) | -0,1 |
Липецкая область | 6,3 (6,4) | -0,1 |
Тульская область | 6,1 (6,2) | -0,1 |
Красноярский край | 6,0 (6,1) | -0,1 |
Саратовская область | 6,0 (6,1) | -0,1 |
Еврейская АО | 6,8 (7,0) | -0,2 |
Чечня | 6,4 (6,6) | -0,2 |
Чувашия | 6,4 (6,6) | -0,2 |
Республика Алтай | 6,1 (6,3) | -0,2 |
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за апрель 2013) | Динамика за месяц |
Забайкальский край | 5,6 (5,5) | 0,1 |
Владимирская область | 4,8 (4,7) | 0,1 |
Дагестан | 1,7 (1,6) | 0,1 |
Краснодарский край | 5,9 (5,9) | 0,0 |
Тверская область | 5,7 (5,7) | 0,0 |
Курганская область | 5,1 (5,1) | 0,0 |
Архангельская область | 4,2 (4,2) | 0,0 |
Карачаево-Черкесия | 4,2 (4,2) | 0,0 |
Кабардино-Балкария | 3,2 (3,2) | 0,0 |
Ингушетия | 2,2 (2,2) | 0,0 |
Волгоградская область | 5,9 (6,0) | -0,1 |
Воронежская область | 5,7 (5,8) | -0,1 |
Ставропольский край | 5,5 (5,6) | -0,1 |
Брянская область | 5,2 (5,3) | -0,1 |
Рязанская область | 5,1 (5,2) | -0,1 |
Орловская область | 4,8 (4,9) | -0,1 |
Смоленская область | 3,9 (4,0) | -0,1 |
Калининградская область | 5,9 (6,1) | -0,2 |
Омская область | 5,8 (6,0) | -0,2 |
Пермский край | 5,3 (5,5) | -0,2 |
Мурманская область | 5,1 (5,3) | -0,2 |
Карелия | 4,9 (5,1) | -0,2 |
Удмуртия | 4,8 (5,0) | -0,2 |
Ярославская область | 4,8 (5,0) | -0,2 |
Северная Осетия | 4,0 (4,2) | -0,2 |
Калмыкия | 3,5 (3,7) | -0,2 |
Хабаровский край | 5,8 (6,2) | -0,4 |
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 | 6,67 |
Февраль 2013 | 6,58 |
Март 2013 | 6,63 |
Апрель 2013 | 6,65 |
Май 2013 | 6,64 |
Июнь 2013 | 6,52 |
Июль 2013 | 6,47 |
Август 2013 | 6,44 |
Краткое описание Рейтинга
Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.
Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц. В качестве Приложения публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц.